Кен Робинсон: «Творчество сейчас так же важно, как грамотность»

Хотим поделиться с вами текстом выступления Кена Робинсона на TED.
Про то, на чем строилась система образования. Про иерархию образовательных дисциплин и про то, почему она именно такая. Про то, как на самом деле развиваются дети. Про СДВГ. Ну и, главное, про творчество в самом широком понимании этого слова.

-----------------------------------------------

"Слушая различные выступления на этой конференции, я обратил внимание на две темы, важные для моего выступления. Первая: каждый человек являет собой прекрасный образец разнообразия творческих способностей. Вторая: мы совершенно не представляем, каким будет наше будущее. Мы ничего не знаем о том, как будет устроен мир даже через пять лет. Однако мы должны готовить к нему детей. Хотя здесь решительно ничего нельзя спрогнозировать. Я хотел бы поговорить об образовании и о творчестве. Мне кажется, что творчество сейчас так же важно, как грамотность. И мы должны придать творчеству соответствующий статус.

Дети способны на совершенно необычайные вещи, способны изобретать новое. У каждого ребенка есть редкая самоотверженность и природный талант. А мы разбрасываемся ими.

Обожаю рассказывать одну историю. Шестилетняя девочка сидела за партой на уроке и что-то рисовала. Она работала очень увлеченно. Учительница подошла к девочке и спросила: "Что ты рисуешь?". Девочка ответила: "Я рисую портрет Бога". "Но никто не знает, как выглядит Бог!". А девочка ответила: "Сейчас узнают".

Дети умеют рисковать. Если они не уверены в чём-то, они все равно пробуют. Они не боятся ошибаться. Нет, творить и ошибаться — это не одно и то же. Но тот, кто не готов ошибаться, не может и творить. Он не может мыслить оригинально.

Нужно уметь ошибаться. Но, вырастая, большинство теряет эту способность. Им становится страшно совершать ошибки. Точно так мы управляем компаниями — мы не прощаем ошибок. Да и наши системы образования построены на нетерпимости к ошибкам. В результате мы отучаем людей от способности к творчеству.

Однажды Пикассо сказал, что все дети рождаются художниками. Проблема в том, чтобы остаться художником, повзрослев. Я уверен, что мы не развиваем творческие способности, вырастая, а скорее вырастаем из них. Или даже нас от них отучают. Почему так происходит?

С точки зрения иерархии предметов все образовательные системы одинаковы. Все без исключения. Главенствуют всегда языки и математика, затем идут гуманитарные науки, а потом уже искусства. И так на всей земле. Среди творческих предметов тоже есть своя иерархия. Изобразительное искусство и музыка получают приоритет перед театром и хореографией. Нет такой образовательной системы, в которой танцы бы преподавались, как математика, ежедневно. Почему? Почему бы и нет? Мне это кажется важным. Математика важна, но важны и танцы. Дети начинают танцевать при первой возможности, как все мы. У нас же у всех есть руки и ноги, да?

Вот что происходит: по мере взросления детей мы начинаем образовывать их, двигаясь вверх от поясницы, пока не остановимся на голове, а точнее, на левой ее части.

Если посмотреть на государственное образование глазами инопланетянина и задаться вопросом, какова его цель, то, посмотрев на тех, кто преуспевает, на отличников, на детей, выполняющих все, чего от них ждут, вы, как инопланетянин, пришли бы к выводу, что цель государственных систем образования заключается в производстве университетских профессоров. Не так ли?

Вот кто получается в результате. Я ничего не имею против профессуры, я и сам им был, но не стоит думать, что эти люди — показатель достижений человечества. Они просто особый вид, другая форма жизни. Они живут внутри своих голов, в основном в левой ее части. Они бесплотны, практически в буквальном смысле. Они рассматривают тело как средство для транспортировки головы. Идеал нашей образовательной системы — ученый. И тому есть объяснение.

Государственные системы образования были построены в 19 веке практически на пустом месте. Они были приспособлены под нужды индустриальной революции. Иерархия предметов построена на двух столпах. Первый приоритет у дисциплин, полезных для нахождения работы. В школе вас наверняка отвлекали от интересных вам предметов и занятий, поскольку вы никогда не могли бы сделать их своей профессией.

Второе дело в научной деятельности, которая стала для нас образцом интеллектуальной способности, поскольку университеты разработали эту систему под себя. Если вдуматься, государственная образовательная система — это затянутый процесс поступления в университет. В результате, очень талантливые люди не считают себя таковыми, поскольку никто ни капли не дорожил их любимыми школьными предметами.

Но так продолжаться не может. Мы должны переосмыслить свое представление о разуме. Мы знаем о разуме три вещи.

Первое: он многообразен. Мы думаем также как воспринимаем, то есть зрительными образами, звуками и тактильными ощущениями, мы размышляем абстрактно, размышляем в движении.

Во-вторых, разум изменчив, подвижен. Акты творчества, которые являются процессом возникновения новых ценных идей, возникают в результате взаимодействия принципиально разных способов познания мира.

Третье, что я хочу сказать про разум: у каждого он свой. Не устаю поражаться, как по-разному люди открывают свой талант, как по-разному они проходят этот путь. Одна чудесная женщина, Джиллиан Лин, хореограф, которая поставила всемирно известные мюзиклы "Кошки" и "Призрак оперы" рассказывала мне, как она начала танцевать. В школе ее считали безнадежной, она не могла сосредоточиться и вечно ёрзала. Сейчас бы сказали, что у нее СДВГ. Но в 1930-х годах этот синдром еще не изобрели. Эта болезнь была тогда недоступна. Никто не знал, что существует такой вид расстройства. Ее отвели к врачу. Она пришла туда с матерью и просидела в кресле, подложив ладошки под ноги, целых двадцать минут, пока врач узнавал про ее проблемы. Он узнал, что она всем мешала, не вовремя сдавала домашнюю работу (в восемь-то лет!). В конце концов, доктор сел с ней рядом и сказал, что теперь, выслушав о всех ее проблемах, он должен поговорить с ее матерью один на один. Он попросил Джиллиан подождать немного и вышел вместе с мамой из комнаты. Перед тем как выйти, он включил радио. И попросил маму взглянуть на то, что делает дочь. Она тут же вскочила на ноги и начала танцевать. Они смотрели на это пару минут, потом доктор повернулся и сказал: "Джиллиан не больна. Она танцовщица".

Что было дальше? Мама прислушалась к врачу и это было чудесно. Они пришли туда, где были люди, такие же как Джиллиан. Никто не мог спокойно сидеть. Там были люди, которым, чтобы думать, нужно было двигаться. Они учились балету, степу, джазу, модерну и современным танцам. Со верменем Джиллиан приняли в Королевскую балетную школу, она стала солисткой, сделала блестящую карьеру в Королевском балете. Основала свою танцевальную компанию, встретила Эндрю Ллойда Уэббера, ну и дальше вы знаете. А ведь другой врач мог посадить ее на таблетки и повелеть успокоиться.

Все сводится к одному. Полагаю, единственная надежда на будущее принять новую концепцию экологии человека, такую, внутри которой мы начнем переосмысление богатства человеческих возможностей. Наша образовательная система опустошила наши умы, как мы опустошаем недры земли, преследуя определенные цели. Но мы не можем пользоваться такой системой дальше. Мы должны переосмыслить основные принципы обучения наших детей. Йонас Салк однажды сказал: "Если все насекомые исчезнут с лица земли, через пятьдесят лет планета станет безжизненной. Если все люди исчезнут с лица земли, через пятьдесят лет все формы жизни будут процветать". И он прав.

Мы должны стараться разумно использовать наш дар к творчеству, чтобы избежать развития событий, о котором шла речь. Единственный выход для нас — ценить разнообразие наших творческих способностей и ценить наших детей, поскольку они — наша надежда. Мы должны учить их целостно, чтобы они справились с будущим, которое, замечу, мы можем и не застать. Но они застанут точно. А мы должны помочь им сформировать его".

--------------------------------------------

Оригинал статьи: https://vk.com/konvert.school?w=wall-129498681_1434
Фотографии: сервис Яндекс.Картинки