Деньги или свобода : трудные моменты СО

В России есть несколько форм получения среднего образования, одна из них — семейное. К сожалению, у родителей, чьи дети находятся на семейном образовании, и тех, чьи дети ходят в школу, неравные права. "Навигатор СО" — о том, как это изменить на законодательном уровне.

За семейное обучение должны платить компенсации — к такому выводу пришли участники Экспертного совета по общему образованию и дополнительному образованию детей Комитета ГД РФ по образованию и науке, где на днях обсуждали тему законодательного регулирования семейного образования.

Представители «Лиги образования», принимавшие участие в заседании, предложили скорректировать общие нормы закона так, чтобы уравнять права детей, находящихся на разных формах обучения. Все формы обучения, в том числе семейное образование (СО), одинаково важны и полезны, поэтому необходимо на законодательном уровне решить проблему неравенства прав детей на семейной и на очной формах обучения.

Сейчас родители детей на СО вынуждены, помимо затрат на обучение (компенсации выплачивают всего в пяти российских регионах), платить за учебники и проезд общественным транспортом в полном объёме. Детям на СО сложнее попасть на олимпиады и иные подобные мероприятия.

Право родителей получать денежные средства, предназначенные на образование ребёнка, никто не оспаривал. Говорили, как это лучше сделать. Один из возможных вариантов разрабатывается сейчас в рамках обсуждаемого в Госдуме законопроекта о социальном заказе.

Это образовательный сертификат (или ваучер), который выдаётся на каждого ребёнка школьного возраста и которым семья может распоряжаться по своему усмотрению: может отнести его в школу, государственную или частную, либо потратить на репетиторов при обучении ребёнка в семье. В последнем случае недобросовестные родители могут начать искать способ монетизировать образовательные сертификаты/ваучеры.

На СО нет обязательных промежуточных аттестаций, что усложняет контроль за родителями, которые забрали детей на СО, но не уделяют должного внимания их образованию. Предложение об обязательной аттестации многих родителей очень обеспокоило. Они считают, что, поскольку Конституцией на них возложена ответственность за образование своих детей, они имеют право на выбор образовательной траектории с учётом их особенностей и интересов.

Среди родителей есть мнение, что свобода в выборе образовательного пути важнее компенсации за СО

Логично было бы предоставить семьям выбор: сдавать аттестации и получать деньги или, отказавшись от государственной компенсации оплаты за обучение, не сдавать никаких аттестаций и получить возможность освоения учебного материала вне рамок, предусмотренных какой-либо программой.


Последнее важно для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Таких детей родители забирают на семейное обучение, поскольку обучение в школе для них нерезультативно, приводит к отставанию, иногда к травле и негативной реакции со стороны одноклассников. Нахождение детей с различными диагнозами в одном инклюзивном или коррекционном классе может решить проблему социализации, но всё равно неэффективно для обучения.

Не менее важна возможность идти в своём темпе для детей без диагноза, но с дисграфией, дислексией, дизорфографией и так далее. В классе они имеют плохие результаты и сильно усложняют работу учителя. Им сложно выполнять письменные работы и сдавать ежегодные аттестации. При этом к 9-му классу они могут перерасти свои проблемы и показывать хорошие результаты. Для таких детей нет подходящих государственных школ, нет специальных образовательных программ, нет поддержки от государства. Единственный выход для них — обучение на СО без промежуточного оценивания. Нельзя ужесточать и без того сложную образовательную ситуацию для таких семей, не предложив родителям никакого выхода.

Рассматриваемый закон предусматривает независимые центры тестирования/аттестации, где в свободном режиме можно получить независимую оценку освоения детьми тех или иных элементов учебного содержания. Эти центры надо развивать.

Если оценка не ограничивает свободное образование, не привязана к конкретным программам и учебникам, то она помогает родителям держать ситуацию под контролем. Одновременно она позволяет отслеживать образовательную динамику ребёнка для государственного контроля за недобросовестными родителями. В условиях цифровой экономики это легко автоматизировать.

Рассматривали вопрос о расширении доступа к педагогической деятельности лиц без педагогического образования. Заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина упомянула, что сейчас требования ФГОС к выпускникам, сдающим ЕГЭ по литературе, и ФГОС высшего образования по педпрофилю по литературе оказались практически идентичны. Этот курьёзный факт хорошо иллюстрирует ситуацию в массовых школах, где программа перегружена избыточными академическими знаниями настолько, что образование сводится к пассивному освоению огромных объёмов информации, как было во времена до интернета.

Семейные клубы и семейные центры, объединяющие родителей и детей, выбирающих семейное образование, стараются научить детей что-то делать, а не просто запоминать информацию. Соотношение между «помнить» и «уметь» в образовательных учреждениях в современных условиях должно меняться в сторону «уметь».

--------------------------------------------

Оригинал статьи: https://mel.fm/blog/navigator-semeynogoobrazovaniya/