Минпрос хочет сделать обязательными аттестации за 4 класс

МИНПРОС ВНОВЬ РЕДАКТИРУЕТ ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тот самый, который вызвал так много переживаний год назад. 

Алина Дьякова

В прошлом году Минпросвещения России пытался прописать в Порядке организации и осуществления образовательной деятельности совершенно невыполнимый алгоритм перехода на СО. Мы писали об этом 

тут https://vk.com/wall-75908842_10867
И тут https://vk.com/wall-75908842_10892

Родители воспротивились. 

Они регистрировались на государственном сайте проектов нормативных актов, писали свои возражения, ставили дислайки проекту. Были и негосударственные петиции. Все это сработало, Порядок приняли в августе 2020 года без тех безобразных формулировок, которые затруднили бы выбор СО.

И вот, новая редакция...

В ПРИКАЗ ПЛАНИРУЮТ ВНЕСТИ ИЗМЕНЕНИЯ – И ОНИ КОСНУТСЯ КАЖДОГО

2 марта на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов был размещен для общественного обсуждения проект приказа Министерства просвещения «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 августа 2020 г. № 442».
https://regulation.gov.ru/projects#npa=113740

Этот проект предполагает

  • ограничить время уведомления органов самоуправления о выборе СО (изменения в п.5 )
  • Обязать аттестоваться в 4 классе (изменения в п. 24)

ОГРАНИЧЕНИЕ СРОКОВ УВЕДОМЛЕНИЯ О ВЫБОРЕ ФОРМЫ

Ранее сроки на уведомление в УО на федеральном уровне не были предусмотрены. 

Ни слова, как в законе об образовании, так и в подзаконных актах.


На местном уровне я знакома с ограничениями, хотя это незаконно. И они не исправлены до сих пор - в Татарстане, к примеру. Почему работают противоречащие федеральному законодательству местные правовые акты? 

Да потому что никто не пишет обращений с требованиями устранить их незаконность. 

Семейное образование дает нам возможность вызволить своего ребенка, для кого-то это вопрос срочный! И если новые изменения будут читать, как у нас школы привыкли, через слово, то опять будут осложнения.

Давайте разберемся.

Вот изменения в пункте 5:

«При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территории которых они проживают в течение 15 дней с момента утверждения приказа об отчислении из Организации или не менее чем за 14 календарных дней до начала учебного года».

Фраза «с момента утверждения приказа об отчислении из Организации» будет внушать школе мысль, что при переходе на СО ребенка следует отчислить.

Однако Закон об образовании предусматривает только два случая, по которым отчисляются из школы – если ребенок школу закончил или родитель желает его отчислить (а приказ, регулирующий отчисление из школ и вовсе называется «О порядке перевода в …»). 

Отчисления в связи с выбором СО закон об образовании не предусматривает.

На это указывали и федеральные органы управления образованием, есть письменные ответы на жалобы родителей, от которых школы требовали отчисления после выбора СО.

Мы избегаем ненужных споров простым способом – пишем заявление о прохождении ПА (подробнее в моей книге https://vk.com/co_izhevsk?w=product-75908842_1956268/..).

 ЧТО БУДЕТ ТЕПЕРЬ?

Хотя эта фраза из п. 5 и не для регулирования отчисления-зачисления, ведь она касается совсем другого вопроса (сроков уведомления органов самоуправления), школа будет ее приплетать именно к вопросу, отчисляется ли ребенок при переходе на СО, не сомневайтесь.

И хотя некоторые рады разорвать все отношения с той школой, откуда уходят на СО, давайте учтем интересы и тех, кому важно остаться для аттестации в той школе, где учились. Федеральный приказ должен учитывать интересы всех детей, - и уж точно не может противоречить 61 статье закона об образовании!

И это еще не все!

Далее предлагается второй вариант: «или не менее чем за 14 календарных дней до начала учебного года». Это можно прочитать так, что, мол, если ребенок не числится пока в школе, то значит, он пошел в 1 класс – так пусть уведомит до того, а не после того…

 Да и о санкциях пока речи не идет. А вот я уверена, все будет не так. Школа будет кивать на эту фразу и утверждать, что перевод на СО привязан к 1 сентября, вернее, к 15 августа, а после уже и нельзя.

Конечно, федеральный закон главнее (имеет высшую юридическую силу), в защите прав можно ссылаться на него – и в нем нет ограничения по срокам выбора формы. Сказано: выбор – право родителя.

Небольшое отступление: ЧТО ЗНАЧИТ – ПРАВО РОДИТЕЛЯ?

Знаете, как в школе дела ведутся? Исключительно по воле родителя. Только он определяет, что изменится – добавится, убавится, - и заверяет свое желание своей подписью. 

Без подписи, без заявления родителя, выражающего его свободную волю, с ребенком в школе не происходит ничего. 

Таков закон. 

Таковы правила работы школы. 

Если же мы только под диктовку учителя и завуча пишем эти заявления, и никакая это не свободная воля – это говорит только о нас, о нашей правовой несостоятельности. Об уровне нашей деловой культуры. О нашей степени приверженности интересам собственного ребенка.

Так вот, выбор формы по закону является правом родителя – и точка!

 Нет никаких ограничений - ни по срокам, ни по количеству перемен форм. Статья 44 закона об образовании, ст. 63 Семейного Кодекса РФ.
И не Минпросу это менять.

Но приказ ограничит право выбора формы на деле, потому что не продуман.

ЧТО ТЕПЕРЬ БУДЕТ?

Когда родитель решит выбрать СО в 1 классе и уведомит УО об этом 1 сентября, ему скажут, что поздно, и он должен пойти на очное, хотя в приказе об этом вовсе не сказано. И для тех, кто уже учится, остаться в данной школе для прохождения ПА тоже станет сложнее – просто из-за непродуманных формулировок. Просто вырастет количество закорючек, за которые будут безосновательно цепляться школы и УО в своем желании препятствовать СО - форме для них чуждой и непонятной.

Далекие от практики авторы всех этих актов и правда не понимают, ЧТО они порождают своими попытками придумать, как еще можно все проконтролировать. 

А не нужно на первое место ставить контроль, на первом месте должна стоять помощь! 

И я уверена, если у нас и есть какая-то впереди дорога – у страны, у человечества, мы придем именно к этому.
А пока – разбираем текст проекта изменений далее.


 ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ АТТЕСТАЦИЯ В 4 КЛАССЕ (изменения в п. 24)

В те годы, когда разрабатывался закон об образовании, планировалась ГИА в 4 классе. Ничем другим нельзя объяснить появление той фразы в 66 статье, на которую опираются все, кто считает аттестацию в 4 классе обязательной: «5. Начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования. Обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования».

Действительно, нельзя попасть в 10 класс без аттестата 9-летнего образования.

Но в 4 классе нет ГИА и нет аттестата!

А закон об образовании говорит об обязательности только по отношению к ГИА (ст. 59). 

Ни промежуточная аттестация, ни ВПР не являются обязательными ни в началке, ни на других уровнях образования. ГИА (обязательные! ) – есть только в 9 и 11.

Так причем тут 4 класс?

Но этого мало. Посмотрим повнимательнее на фразу, которую предлагает проект:

«Лица, осваивающие основную образовательную программу начального общего образования в форме семейного образования, проходят промежуточную аттестацию за уровень начального общего образования».

«Промежуточную аттестацию за уровень начального общего образования» - это что еще за ПРОМЕЖУТОЧНАЯ такая аттестация, которая ЗА уровень начального образования?! Не за 4 класс (это и правда промежуточная аттестация), а за уровень? Это у нас вообще-то называется Итоговой государственной аттестацией и проводится действительно за весь уровень – с 5 по 9 класс на ОГЭ и с 10 по 11 на ЕГЭ.

Но за 1-4 классы у детей нет ГИА!
Не путайте с ВПР, это не для детей и оценки за ВПР никуда не должны идти, это неоднократно говорилось самим обрнадзором РФ.

 Это для самих школ, как учреждений проверка, как они учат детей. Не детей на ВПР проверяют!

 ЧТО ТЕПЕРЬ БУДЕТ?
Когда подойдет ваш срок конца 4 класса, по такому приказу школа забухает для наших малышей ГИА или ВПР за весь уровень началки, будем сдавать с 1 по 4 класс экзамен, и дело не в сложности даже. 

А в том, что опять надо готовиться к аттестации, отрывая время от образования! 

Собственно, почему школа и стала такой – им некогда думать о ребенке, они думают об отчетах.

Но и мы не можем не беспокоиться – 58 статья работает, неаттестация на СО приводит к тому, что с СО мы распрощаемся. По крайней мере, на определенное время.

Нет уж, все дети в стране не пишут ГИА в 4 классе, и наши не должны!

ЧТО ЕЩЕ?
Вот этот пункт, даже не знаю, как скажется: «получают график» - ускорит это работу школ, которые все откладывают на последний момент? Я надеюсь.

«Лица, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования, после зачисления в Организацию для прохождения промежуточной аттестации получают в выбранной Организации утвержденный ею график прохождения промежуточной аттестации в качестве экстерна (с указанием периодичности и порядка ее проведения)».

А ТЕПЕРЬ ПРО ПЛЮСЫ

НА КАКОЙ СРОК ЗАЧИСЛЯТЬСЯ – РЕШАЕТ РОДИТЕЛЬ

Эта фраза перенесена из Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 ноября 2013 г. № НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме» - и здорово! А то когда родители на неё ссылались, некоторым говорили: это, мол, всего лишь письмо. Теперь такой отговорки (неуместной, но все же) у них не будет.

«По желанию родителей для прохождения аттестации может быть определена одна Организация на весь период получения общего образования, либо на период прохождения конкретной аттестации, либо на один учебный год в зависимости от объективных обстоятельств и наиболее эффективной реализации прав и свобод несовершеннолетних обучающихся, получающих общее образование в форме семейного образования».

Из этого абзаца следует, что в одной школе можно аттестоваться до 11 класса, или до конца года, или только на короткий период, например, на месяц, неделю – а значит, и быть зачисленным все это время как экстерн для прохождения ПА (ст. 33 пункт 9)

 НЕ БОЛЕЕ ОДНОГО ЭКЗАМЕНА В ДЕНЬ
Для тех, кто аттестуется не блочным способом, - вот такой полезный пункт. Хотя, на мой взгляд, этого недостаточно, ой, как недостаточно! Даже вузы не аттестуют студентов – взрослых людей – каждый день! А наши дети проходят 10 экзаменов и более за одну-две недели. Абсурд!
Если бы не блочная аттестация, если бы не ИУП, не знаю, что бы мы делали. Слыхала я и про три экзамена в 1 день, да еще в нем же и олимпиада. Спрашиваете, почему дети ничего не хотят? Это выгорание.

«При проведении промежуточной аттестации лиц, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования, не допускается проведение более одного экзамена (зачета) в день».

ПРАВО НА ЗАЧЕТ
Ох уж этот зачёт! Мы про него писали уже не раз
https://vk.com/wall-75908842_15169
https://vk.com/wall-75908842_17026
https://vk.com/wall-75908842_17319


В России единое образовательное пространство, как это – не перенести оценки?

 Вот как школа понимает свою автономию: «хочу-верчу, ничево не знам, техничкам работам, перепроходите аттестацию в нашей школе». Статья 34 часть 1 п. 7 про зачет в Законе об образовании есть, ст. 11 про единое образовательное пространство есть, опыт десятилетий, когда при переходе из одной школы в другую все оценки приносят с собой – есть! Но все равно мы снова и снова встречается с самоуправством.

«Лица, осваивающие образовательные программы общего образования в форме семейного образования, имеют право на зачет Организацией результатов промежуточной аттестации, пройденной в других Организациях в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, по учебным предметам (курсам) учебного плана Организации».

Тут написано – «в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти» - то есть Минпросвещения РФ. 

Но, к сожалению, сам тот Порядок с переподвывертом (читайте ссылки выше).

 ЕСЛИ НЕ СДАЛ ОГЭ (ИЛИ ЕГЭ) – МОЖНО НЕ ОСТАВАТЬСЯ НА ВТОРОЙ ГОД
«Обучающиеся, освоившие образовательные программы основного общего образования и получившие на государственной итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, по усмотрению их родителей (законных представителей) с учетом мнения обучающихся, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) могут быть оставлены на повторное обучение или получить основное общее образование в форме семейного образования с последующим прохождением государственной итоговой аттестации в порядке и сроки, установленные законодательством Российской Федерации».

 СПРАВКА О ПА
Из фразы следует, что возможно и такое: ПА пройдена, ГИА – нет, документ – есть )) Школе «разрешили» самой создавать образец справки о результатах ПА. На самом деле это уже было предусмотрено законом об образовании в 28 статье, которая дает школе автономию, позволяет и одновременно обязывает её разрабатывать все локальные акты и другую документацию, необходимую для оформления в том числе – форму справок. Для того автономия и нужна – чтобы безотлагательно решать все мелкие вопросы в интересах ребенка!

«Лицам, прошедшим промежуточную аттестацию экстерном и не проходившим государственную итоговую аттестацию, выдается справка о результатах промежуточной аттестации в Организации по образцу, самостоятельно устанавливаемому Организацией».

В течение недели Минпросвещения еще дает время на общественное обсуждение проекта. Затем он уйдет либо на доработку, либо – на подписание.

 ЧТО МЫ МОЖЕМ СДЕЛАТЬ?
Как можно повлиять на проект? Нужно:

1. перейти по ссылке https://regulation.gov.ru/projects#npa=113740 и зарегистрироваться.

 Затем активировать регистрацию через указанную при регистрации почту.
Без регистрации вы не сможете повлиять на проект!
Можно зайти через Госуслуги (говорят, так проще)

2. поставить дизлайк проекту, он в самом верху.

 3. Ниже есть окно «Ваши предложения» - нужно написать там свое мнение.
https://regulation.gov.ru/projects#npa=113740

Так информация дойдет непосредственно до исполнителя – Минпросвещения РФ.

Источник МИНОБР ВНОВЬ РЕДАКТИРУЕТ ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ.. | Семейное образование в Ижевске (vk.com)