«Дайте людям развиваться в том, что у них получается...»

Возможно, эта история будет поддержкой родителям, которые выбираются из «коридора» сад, школа, институт, институт, работа в корпорации. Опыт Александра Санина - типичный пример "взломанного коридора": уходит из школы в 9м классе, идет в колледж (в нашем понимании ПТУ. Не круто), потом бросает два ВУЗа. 

Что его ожидало? Карьера дворника? А вместо этого Саша - интереснейший человек в свои 33 года: женат, 4 бизнеса, успешный, его компанией снято много роликов известных брендов.

О детстве и учебе

“Дайте людям заниматься теми вещами, в которых они хороши. Пусть они развиваются в том, что у них получается”.

Расскажи про свое детство

Я из обычной полной семьи. Жил в обычном спальнике, в Чертаново. Ходил в обычную школу. Мне никогда не нравилась школа и процесс обучения тоже: я хотел спорить и докапываться до сути, но у меня не получалось. Школа плоская, это 2D. Тем людям, которые хотят думать, сложно. Я спорил, что Анна Каренина - не героиня. Сейчас я уже так не думаю, но тогда думал, и мне ставили двойки, несмотря на то, что были в этом зародыши анализа произведения. Я считаю, что основная проблема школы - что нет правильной свободы. А есть учителя, программа по которой они живут, и нет вариантов от этой программы отойти и пытаться помочь детям развить свои сильные качества.

Учился я плохо. У меня был (и есть) друг - мы работаем вместе - с ним мы не делали домашних заданий, все время прогуливали, потому что школа не давала ощущения развития. В 9м классе мы убежали и поступили скорее в колледж, так как предполагали, что нас не возьмут в 10й, и хотели быть более свободными, взрослыми. Но мне не хотелось бы транслировать “прогуливай школу и ты станешь успешным”. Это не так. Школа учит договариваться, учит базовым вещам, которые важны и полезны.

Но думаю, что школа может быть построена по-другому, более эффективно. Мы за 8 лет прошли всю базовую программу. И, мне кажется, если бы дети поступали в школу не в 7, а в 10 лет, они бы могли пройти всю школьную программу быстрее, и их детство было бы интереснее и приятнее. Я за то, чтобы подумать над немного другой системой образования. Искать, что детям интересно, и развивать это. Никто не знает, на чем ребенок может построить свою карьеру. У меня есть много примеров людей, которые в детстве ночью сидели писали музыку, а потом стали преподавателями по музыке, композиторами, саунд-дизайнерами. Хотя никто не думал, что это станет их основным направлением в жизни. Дайте людям заниматься теми вещами, в которых они хороши. Пусть они развиваются в том, что у них получается.

Как ты понял, что школа - это не то, что нужно, а нужно найти такое место, где можно расти, развиваться? Пришло ли какое-то осознание на эту тему или это произошло само по себе?

Думаю, само по себе. Хотелось бы сказать, что с самого начала я все понимал и у меня была стратегия. Но правда в том, что я ничего не понимал и делал по наитию. Мне просто там не нравилось и я шел туда, где мне комфортно. Мне не нравилось ни на одной из работ, поэтому мне пришлось сделать свой продакшн. Мне не нравился ни один из коллективов, поэтому мне пришлось собрать свой коллектив. Мне не нравился ни один из универов, поэтому я бросил их. Это был определенный анализ “за” и “против”, на основании которого принимались решения, но они были наполовину интуитивные.

Все пацаны из класса, кто себя нормально сейчас чувствует, сбежали из школы кто куда - в колледж, спецшколу. Тогда было не модно оставаться в школе. Уйти после 9го считалось круто. Мы были крутыми пацанами, поэтому ушли /смеется/. Я понимаю, что сейчас это смешно звучит, но тогда это было важно.

Когда идешь непривычным путем, то можно столкнуться с тем, что родителям это не очень нравится. Друзья, знакомые, соседи спрашивают: “Чего прогуливаешь? Почему не поступаешь в ВУЗ?”. Сталкивался ли ты с таким и как с этим справлялся?

Я никогда не был тем, кого мамы ставят в пример своим сыновьям. Я был раздолбаем. Все детство играл в компьютерные игры. В колледже не блистал. У меня не было никаких грамот или достижений в спорте. Я был троечником, который тут договорился, тут что-то намутил, и эти тройки не всегда были заслуженными. Конечно, родители очень переживали, и маму вызывали в школу. Я старался быстрее поднять трубку телефона, чтобы сказать, что родители на даче. Я очень плохо учился. То, что я закончил 9й класс с тройками - это спасибо преподам за то, что они меня пожалели. Я этим не горжусь, это не круто, но это так.

Есть такая поговорка, что миром правят троечники. Я не хочу сказать, что это про меня, но это часто случается. Люди, которые достигли каких-то успехов, редко были отличниками. Многие люди из-за своей лени придумывают системы, структурируют рутинные задачи. Вот история из моего ближайшего окружения: ребенок из 6го класса покупал в табачке сигареты с вишневым вкусом и продавал их в школе по одной. Он пустил слух, что это какие-то уникальные сигареты. Это был его первый предпринимательский опыт, который он построил в возрасте, когда дети бунтуют и начинают курить.

Я не говорю, что это хорошо, но это первые порывы к самостоятельности. Они могут быть как негативные так и позитивные: желание уметь играть на инструменте, освоить какие-то компьютерные программы, что-то купить-продать. Каждый приходит в бизнес по своей дорожке.

Я уехал из дома в 17 лет. Если у меня будут дети, то мальчик стопудово уедет из дома в 17 лет. Это самое важное и главное, что можно сделать для своего ребенка-подростка: выгнать его из дома. Нет ничего лучше, чем самостоятельность.

В ранней юности я стремился подрабатывать и у меня всегда была отстойная работа. Родители очень переживали. Отпустило их только тогда, когда я начал зарабатывать неплохие деньги. Далеко не всем легко понять, что мы тут делаем в бизнесе. Когда я пытаюсь объяснить про платформу онлайн-ивентов, люди такие: «Платформа для чего? Ивенты?». Нужен какой-то маркер, что ты молодец. Это деньги. И когда я начал зарабатывать деньги, лет в 20, родители поняли: “Ну ок, он раздолбай, но он хотя бы понимает, на чем может заработать”.

В обсуждении того, как должны развиваться дети, часто возникает тема, что должен быть какой-то зажигательный взрослый с горящими глазами, специалист в своем деле, который будет твоим проводником в мир. Были ли у тебя такие великие проводники, которые тебя куда-то провели?

Проводников никаких не было. Хотя у меня был друг, за которым я тянулся, и он играл на гитаре. И я решил поиграть на басухе. Каких-то взрослых людей, которые помогают определиться с будущим, и на которых хочется равняться, не было. Я очень хотел найти их в институте, но было сплошное разочарование.

Если бы была школа, в которой тебе бы хотелось учиться, то какой бы она была?

Почему-то сразу представляется Гугл кампус, все сидят на пуфиках работают, атмосфера полной свободы… Но на самом деле это все неважно. Самое важное - это когда ребенка слышат, дают возможность делать то, во что он верит и что хочет делать. Если детям дают возможность развиваться и достигать самим, самим за себя принимать решения и нести ответственность, есть свобода выбора и самовыражения, но при этом есть дисциплина и какие-то правила, то это образование может принести гораздо больше результатов, чем классическое образование. А детали - это уже вторично.

Расскажи, как ты учился после ухода из школы?

Дети не знают, что хотят. Я два раза сделал неправильный выбор и пошел не туда учиться. Сначала я выбрал профессию программиста, которая была мне абсолютно не нужна, и закончил по ней колледж. Четыре года на это потратил. Потом я пришел к папе и спросил, куда идти, и он сказал идти учиться на пищевого технолога - там всегда деньги. Я и пошел. Но мне это было не интересно. И если бы я тогда включил голову, то уже тогда понял, что мне не нужно туда. Хорошо, что хотя бы я ушел через год. Позже поступил в другой ВУЗ на режиссера, уже по своему выбору. Но из него тоже ушел, когда появилось требование снимать только на пленку.

Как ты решил вопрос с армией?

Я не ходил в армию. Считаю, что это абсолютно бессмысленно. Я убежден, что это должно быть в совершенно другой форме - контрактной, для тех, кому это интересно и нужно. Кто готов свои лучшие два года отдать этому. Я считаю, что за эти два года, которые я не провел в армии, у меня сформировался весь фундамент, на котором я до сих пор стою. Я ходил много по врачам и доказывал, что я не годен, и мне, в итоге, поверили. Когда ты долбишься в одну и ту же дверь, она ломается в итоге.

Чувствуешь ли ты себя некомфортно в компании с академическими людьми, интеллектуалами из-за того, что прогуливал уроки и не закончил ВУЗ?

Я люблю и себя, и людей, поэтому мне вообще очень комфортно с людьми. С кем-то, может быть, более, а с кем-то менее приятно, но это, скорее, про эмоциональность. Я эмпат, и если люди супер негативные, мне с ними тяжело. Но что касается не эмоционального, а интеллектуального развития, я никогда не чувствовал дискомфорта. Есть такая поговорка: если ты самый умный в комнате, надо менять в комнату. Я за такой подход. Мне хорошо, когда кто-то умнее. Иногда этого не хватает: людей из сферы бизнеса с большими достижениями, чтобы посмотреть им в рот и что-то почерпнуть. Так что мне гораздо комфортнее, когда все в комнате умнее меня, и я ловлю каждое слово.

О компьютерных играх и отношениях с родителями

“Мне кажется, надо просто не мешать. Пусть дети ищут, смотрят, пробуют, ошибаются и в итоге к чему-то все придут”

Ты говорил, что много играл в компьютерные игры. Насколько много? С какого возраста? В какие игры?

У меня появился первый компьютер, когда я еще не ходил в школу, лет в 6. Pentium II. Это было прямо “Вау”. На нём были “Принц Персии” и первый “Doom”, где пиксельная кровь и пистолеты. Но тогда это было супер страшно, особенно играть ночью в наушниках. Я залипал очень сильно в этом возрасте.

Потом компьютер пропал очень надолго, и я ни во что не играл. Потом снова появился, когда мне было лет 10, и начались игры типа RPG.

Мне нравились игры, в которых нелинейный сюжет, которые можно было пройти по-разному: в зависимости от того, какие решения ты принимаешь, развивается тот или иной сюжет. Меня это этого просто разносило. Например, Fallout был такой игрой: помимо игрового мира постапокалипса, там было важно принимать решения, договариваться, “качать” персонаж. Например, если ты “качаешь” дружелюбие - с тобой все общаются, если воинственость - все с тобой воюют. Мне безумно нравилось, что от моих решений зависело то, куда двинется сюжет. Я залипал очень сильно: приходил из школы и до ночи сидел. По 5-6 часов в день бывало.

Позже были игры по сети. Мы бесконечно рубились с другом в Quake, Counter-Strike. Однажды родители уехали на дачу, и мы играли 3 дня. Я потом вышел на улицу погулять и мне мерещилось, что кто-то выскакивает из за деревьев и начинает стрелять в меня. Мой мозг переключился в состояние сверхконцентрации, как в игре. Я переиграл.

Что родители говорили на эту тему?

Говорили, что нельзя так много играть. Но меня не супер сильно ограничивали, в отличие от моих друзей: от них прятали мышки, клавиатуры. А у них всегда был спрятан резервный комплект. Мама приходила с работы, доставала спрятанный и говорила: “Поиграй часок”. А у парня глаза красные, он вместо школы 7 часов играл. Говорит: “Спасибо, мам, часик поиграю”.

У меня таких ограничений не было. Было типа: “Ну, Саш, ну чего ты играешь целыми днями, пойди погуляй”. Это было абсолютно неконфликтно. У меня вообще очень классные родители. Спасибо им большое, что они не мучили меня, как моих сверстников. У меня такое свободное мышление сейчас в том числе благодаря им.

Были ли какие-то другие ограничения и запреты от родителей?

Не могу вспомнить каких-то жёстких запретов. Понятно, что мне не разрешали курить, хотя я начал курить тогда, и пить алкоголь, хотя я пил. Как любой ребенок, я пробовал это всё. Меня ругали за это, но в целом у меня всё было достаточно спокойно. Сейчас я не курю и не пью алкоголь, и всем советую делать так же - от этого очень хорошо работает мозг.

Как тебе кажется, это было доверие со стороны родителей или они просто не знали, что с тобой делать?

У нас были какие-то разговоры. Вполне возможно, родители переживали за меня. Они хотели для меня только лучшего, и я уверен, что на тот момент им казалось, что лучшим для меня будет хорошо учиться. Но у меня умные родители, и они понимали, что где-то можно просто оставить все как есть, и оно правильно потечет в нужное русло. Например, когда я начал интересоваться музыкой, папа это поддержал и купил мне бас-гитару. Это было супер правильное решение. Я начал писать музыку, благодаря этому изучил компьютер и научился монтировать видео. И, в итоге, пришел в профессию.

Оно всегда работает вот так - есть какие-то вещи, которые ребенок неосознанно получает, помимо того, чему он учится на самом деле. Учась играть на бас гитаре, ребенок получает навык работы с программами на компьютере, и впоследствии это что-то приносит ему: статус, внимание, деньги - нужное подчеркнуть.

Точно могу сказать, что родители никогда не говорили мне, что у меня ничего не получится, хотя я был туповат или, по крайней мере, создавал такое впечатление. Они хоть и не во всем поддерживали, но хотя бы не мешали и иногда подбадривали. И это очень правильно и важно.

Мне кажется, надо просто не мешать. Пусть дети ищут, смотрят, пробуют, ошибаются и в итоге к чему-то все придут.

Когда будут свои дети, будешь ли забирать клавиатуру с мышкой или не будешь мешать?

Очень хочется сказать, что я не буду так делать, а буду воспитывать детей в абсолютной свободе. Но правда в том, что я не знаю, каким я буду родителем.

Что именно, как тебе кажется, происходило важного и полезного, когда для всех выглядело: ребенок сидит в компьютере.

Игры учат договариваться со всеми. Например, Fallout: ты можешь договориться, а можешь воевать. Договариваться всегда было интересно, потому что очень непросто. Можно прокачаться до уровня “суперсильный”, а можно до “хитрый и умный”. С самого детства как-то сложилась идея, что надо договариваться. И я научился это делать в школе, колледже и институте, чтобы получать хорошие оценки. Например, в школе я много играл в спектаклях, у меня это хорошо получалось, мне давали главные роли, и за это мне ставили оценки по математике или литературе. Может быть, играть в театре - это и не очень полезный навык, но он дал возможность развить базовый навык - умение договариваться.

Что у тебя было с физической активностью? Если ты много сидел за компьютером, то была ли какая-то компенсация?

Не могу сказать, что я прямо супер много сидел за компьютером. Это было периодами. А летом, например, я тусовался с пацанами, и у нас были другие активности. Не могу сказать, что комп забирал все свободное время. В детстве я занимался карате-до, потом кобу-дзюцу, тхэквондо. Очень болел этим сильно, брил голову налысо, все лето занимался на даче, я бегал через боль, потому что я ненавижу бегать.

Какая была мотивация?

Так получалось, что я каждый год попадал в новую школу, потому что предыдущая закрывалась. И каждый год я начинал сезон как бы с нуля. И на третий год у меня уже была цель как можно быстрее получить “ачивку” пояс, одобрение моих стараний, “морковку”, “я молодец”. Ну, и всех победить, конечно. Ведь каратэ - это не командный спорт. Все зависит только от себя самого. И тут либо ты, либо тебя. Если ты молодец, то ты побеждаешь. Все очень просто и мне это очень нравилось.

О работе и самостоятельной жизни

И я тогда подумал: “Что, так можно?” и что деньги просто валяются на земле, надо просто уметь их видеть.

Помогала ли тебе семья финансово, когда ты уехал?

Я ничего не просил, но мог подзанять, хотя редко, или взять еды с огорода. Я старался сразу быть максимально самостоятельным. Как только я уехал от родителей, я сразу устроился на работу.

Ты говорил, что сначала был наемным работником, потом делал что-то свое. Расскажи про это.

Лет в 19-20 я попал в кинокомпанию, где не было никаких проектов, но было много оборудования. И нужно было генерировать деньги. Мне дали свободу. Раньше мне всегда казалось, что создать деньги можно только из денег: у тебя есть финансы, ты их вкладываешь куда-то и они приносят новые деньги. Но оказалось, что это может работать по-другому. Я придумал писать на досках объявления, что мы сдаем оборудование и павильоны. За счет правильного посева этой информации появились заказы. Я возил оборудование и работал с ним на площадке и получал процент с аренды и ставку за день. Таким образом я начал зарабатывать деньги без предварительных вложений. Это переключило тумблер в голове, что это и есть предпринимательство: ты что-то придумал и начал создавать деньги. Можно не работать за зарплату, а можно придумать, как построить какой-то процесс по-другому, и получать больше денег. Можно иметь свободу и возможности.

Что помогло начать заниматься бизнесом, кроме наличия площадки и техники?

Когда я уже учился на режиссуре во втором ВУЗе, мы начали снимать рекламные ролики. Сделали два и пришли с ними к большим клиентам. И это был невообразимый опыт. Мы продали им проект, чуть ли не положив ноги на стол. Потому что “мы топовые ребята в индустрии, мы можем”. А на самом деле у нас даже портфолио не было. И я тогда подумал: “Что, так можно?” и что деньги просто валяются на земле, надо просто уметь их видеть. Особенно в Москве, где миллион возможностей что-то делать. Просто нужно работать, и это к чему-то приведет. Не обязательно заниматься бизнесом, не каждый человек должен быть предпринимателем. Кто-то может быть хорошим специалистом, кто-то управленцем, а кто-то может делать одну маленькую фигнюшку, но делать это лучше всех и зарабатывать кучу бабла.

Деньги для меня являются не столько просто желанными деньгами - “я положу их в банк или куплю себе что-то” - а тем, что у меня будут какие-то возможности, а деньги будут являться показателем, что всё работает. Если деньги приходят, значит моя работа кому-то нужна, полезна, и я все делаю правильно. Кроме того, деньги - это возможность пойти и сделать что-то: новый бизнес, новый проект, который кому-то поможет.

Меня поразили отношения внутри твоей команды, то, что ты делаешь бизнес с друзьями и строишь действительно теплые близкие отношения. В твоей команде свободный график и нет инструкций, и ты говорил, как это сложно людям, которые приходят из офисов и корпораций, привыкшие работать по инструкции. У тебя люди сами себе принадлежат, ты им очень доверяешь и отдаешь ответственность за то, что они делают. Расскажи про эту свободу: как так получилось, как ты к этому пришел, почему чувствуешь, что так надо?

Самый старый мой бизнес, которому 7.5 лет - видеопродакшн «Санин делает видео». Изначально это был мой личный проект, название было смешной шуткой. Но теперь это большой продакшн. Я работаю со своим другом, мы с ним дружим с первого класса. Мы всё попробовали вместе: выпить пива, прогулять уроки. Сейчас мы работаем вместе. Завтра делаем большой проект для Х5. Я думаю, что друзья - это самая тесная связь, с ними может быть тот уровень доверия, какого не может быть с другими сотрудниками. Хотя это довольно сложно и есть определенные ограничения. Я думаю, что на рынке нет команды с такими тесными отношениями, как у нас.

У нас всех свободный график. Это было сделано на интуиции, на обостренном чувстве свободы и справедливости. Расскажу маленькую историю. Я работал на одной работе монтажером. Каждый день опаздывал на 10 минут, приходил в 10:10 каждый день, а уходил не в 7, а в 9-10, иногда в 12. И каждое утро я писал объяснительную записку про опоздание на 10 минут. Невыносимо бесило, что меня заставляют отчитываться за эти 10 минут, и при этом никто не смотрит на то, что я задерживаюсь допоздна, потому что хочу сделать классный продукт. И тогда я подумал, что я буду приходить вовремя, но и уходить ровно в 7 вечера. Прошла неделя, все всё поняли, и я стал ходить по графику, который мне удобен. Все поняли, что некоторых людей стоит не трогать и они будут эффективней.

К нам попадают люди, которые умеют строить свой график, брать на себя ответственность. Продюсеры сами выписывают себе зарплату. Они решают, сколько они себе выпишут денег или как они себя оштрафуют. Они сами себе принадлежат, могут сами планировать свой график, свою прибыль. Люди из офиса, попадая к нам, сходят с ума. У нас свободный график и можно работать из дома, и они сначала не приходят в офис, а потом перестают делать работу. Но свободный график не означает, что ты можешь ничего не делать совсем. Если тебе удобно работать ночью - ОК, работай ночью, только согласуй это с нами. Не всем это подходит, многим людям нужен кто-то, кто будет их пинать и говорить, что им делать. Это ОК. Многие люди так чувствуют себя более защищенно и комфортно. Но они не смогут заработать те деньги, которые могут заработать продюсеры у нас.

То, что есть люди, которым нужна палка, и люди, которые умеют себя организовывать - это какая-то природная штука?

Я очень много думал об этом, я не уверен, но мне кажется, что если бы я попал в команду, в которой мне комфортно, которая так же болеет за результат, люди там такие же свободолюбивые, возможно, я бы работал на дядю и чувствовал себя отлично. Главное не в том, на себя или нет, а реализовываешься ты или нет. Я не нашел команды, где я бы мог реализоваться, поэтому мне пришлось сделать ее самому.

Нас с детства учат: работа - это в офисе и по графику. А те, кто не работает по такому принципу - они маргиналы. А фрилансер - это вообще оскорбительное слово. Хотя это человек, который может организовать сам себя, которому не нужен начальник и подчиненные, он делает свою работу в своем темпе и может продать ее. Самое главное, что если фрилансер делает свою работу плохо, к нему не придут второй раз. Так что фрилансеры - это супер люди.

Думаю, это может быть и врожденно - “я никого не хочу слушать и буду делать так, как велит сердце”, а может быть и приобретенное - “я работал в банке всю жизнь, и меня все бесит, хочу носить шапку в помещении и ездить на зиму на Бали”. Люди, попадая к нам, понимают, что можно вот так, и они перестраиваются.

Как ты считаешь: такое взаимодействие в бизнесе с командой, которое ты выстраиваешь - это обычная практика в твоей сфере или это редкость?

Мне кажется, это редкость. В принципе, наша сфера более свободная, чем, например, банковская, Но такого уровня свободы, как в нашей компании, я не знаю.

Ты упомянул минусы работы с друзьями. Что это за минусы?

Минус работы с друзьями в том, что смешивается рабочее и личное. Если кто-то косячит, то воспринимаешь это так, как будто он тебя подставляет. Есть какая-то личная история: вы ходите на свадьбы друг к другу, спите в одной палатке, отдыхаете на даче. И когда один сделал что-то плохо, то это более эмоционально воспринимается. Но тут и договориться проще, обсудить.

Когда ты рассказывал, как ты принимаешь на работу людей, я услышала, что ты очень доверяешь новичкам. Даешь им шанс, если они хотят себя попробовать, даже если опыта у них мало. Так ли это, и если да, то откуда у тебя такое доверие к людям?

Мне кажется, что самый простой способ проверить человека - это дать ему задачу. И он либо плывет, либо тонет. Зачем тратить несколько месяцев на обучение, если не понятно, вывезет ли человек потом? Практически все мои ключевые сотрудники стартовали именно так: они брали какой-то проект на верхней планке того, что они могут делать. Они его делали и становились круче на 110 процентов. А ещё они становились командой.

У нас есть один продюсер, который раньше работал монтажером, монтировал ролики. Я пришел к нему и говорю: “Ты не хочешь попробовать повести пост-продакшн?” У нас было тогда 10-12 роликов и очень много работы по ним. Релиз должен быть завтра, а сегодня было не все готово, и этого продюсера тошнило от стресса, он впервые попал в такую ситуацию. Хотя это был “управляемый занос”. Он не летел в пропасть. Но задача была на грани его возможностей. Он все вывез, он все сдал, отдохнул и стал работать продюсером. Очень быстро научился строить ключевые процессы. Он много лет ключевой сотрудник.

Ты сам стал киношным инженером, не имея никакого опыта: пришел и учился на месте. Готов ли ты сейчас принимать на работу “зеленых” подростков и давать им первый шанс?

Мы берем молодых ребят. Мне нравится работать с молодыми, потому что у них не зашоренный взгляд. У нас есть оператор Дима, который пришел к нам в 16-17 лет. Он приехал в Москву в этом возрасте и у него была своя камера, на которую он заработал. Сейчас он работает у нас оператором-постановщиком, снимает большую рекламу, закрепляется в сфере, идет к своему успеху.

Мы берем тех, у кого есть цели. А иногда приходят люди и говорят: “ну я не знаю, чего-то хочется поделать, чего - не понятно”. Таких мы не берем, и не важно, подросток он или нет.

Если человек хочет устроиться на работу, он должен сделать для этого какие-то реальные шаги, а не просто прислать резюме. Когда я устраивался на работу, меня не хотели брать, потому что я ничего не умел. Но взяли. Для того, чтобы я перестал писать им и звонить.

Мне кажется, большинство людей не хотят беспокоить. “Кто я и кто они?”

Я обожаю людей, которые беспокоят. У нас очень много людей в компании, которые беспокоили.

Мы часто дискутируем между собой, переходят ли компании на такой поиск персонала или все же ориентируются на дипломы, образование и так далее.

У нас нет HR ни в одном из бизнесов, не говоря уже об отделе. Найм у нас строится по принципу “нравится - не нравится”, есть ли вайб. К примеру, к нам пришла на собеседование девушка, продюсер, она писала, что работала на телеке. Она пришла и все время рассказывала о том, что ей нравится делать и что ей хотелось бы делать, но ни разу не спросила, что нам нужно и чем она хотела бы быть полезна. То есть человек пришел поделать то, что ему самому надо, а что нам надо - ему не интересно. А потом пришел другой чувак: “Короче, я молодой, ни хера не умею, я готов учиться и делать, что вы мне скажете. У меня есть цель - стать продюссером, я уверен, что вы можете мне в этом помочь, я за это отдам вам все, что я могу: время, свои силы, свой ресурс”. И мы: “Ок, нам по пути”. Мы ему даже полезнее, чем он нам, но он понимает, что это должно быть взаимно. Сейчас он работает у нас и ведет проект, хотя ему нет 20ти.

Что ты делаешь, когда люди в твоей компании недостаточно хорошо работают?

У нас помимо свободного графика есть жесткие правила: если люди плохо работают, они не получают новых проектов. Плохо работать у нас можно максимум два проекта подряд. Конечно, если кто-то работает у нас много лет, то мы естественно сначала разговариваем, обсуждаем, разбираемся кто виноват и так далее. Если люди не справляются, то надо понять - почему? В них ли причина? Например, недавно у нас был тяжелый проект, мы сделали разбор полетов, все обсудили, поняли в чем были косяки.

Как сформировалась твоя упругость? Когда я читала твое интервью, то сложилось впечатление, что ты не боишься кризиса. И когда ты стоял на своей первой работе на морозе в первый день и не бросил ее - что это за устойчивость такая к стрессовым условиям?

Очень хочется думать, что я такой молодец, сильный лидер и устойчивый, но мне кажется правда в том, что это просто данность. Мне нужны деньги и я еду на кладбище и работаю на морозе. В марте у нас была страшная ситуация, по 8-10 проектов в неделю отменялись, телефон замолчал. Текущие проекты заморожены, новых нет, и что делать дальше? И я такой: “Я пожалуй посплю”. Я воспринял это как шанс что-то придумать интересное и запустить, можно съездить на дачу к маме, провести время с семьей. Я старался найти в этом какой-то позитив. Нет в этом никакой моей супер способности преодолевать кризисы. Просто так бывает. Это не героизм. Это обычный вторник.

Разные другие вопросы

“Быть уверенным в себе и в своих действиях, любить людей и себя, и пробовать, и не бояться ошибиться.”

Расскажи про профессии своих родителей.

Родители по профессии инженеры. Мама из профессорской семьи, высшее образование у всех до 10го колена. У нее было много разных работ, а сейчас она занимается бухгалтерией и работой с финансовыми документами. Отец на нормальной работе никогда не работал - наверное, отчасти от него у меня эта история. Он просыпался, ел неспешно завтрак, который мама ему готовила в 6 утра и уезжала на завод, шел в творческое объединение, где он работал художником, отдавал свои художества, всем давал пятюню, со всеми ходил покурить, проходил насквозь это предприятие и шел в бар или кино. Зарабатывал он больше, чем мама. Тогда была статья за тунеядство, поэтому от работал так, чтобы где-то работать - на полставки, за копейки. А основная его деятельность была такая: у него был друг стюард, который летал по всему миру. Он покупал виниловые пластинки за границей, а отец копировал их на бобины, рассылал по почте по городам и весям Советского союза и зарабатывал на этом очень хорошие деньги. В детстве я слушал эти истории, вся комната была в магнитофонах, которые на двойной скорости писали, крутились, и, наверное, в моем сознании как-то отложилось, что так можно. Не работать на дядю, а придумать что-то и делать за деньги. А потом он построил свою кабельную сеть в Чертаново и она ему до сих пор приносит какие-то деньги.

Как ты считаешь, что стимулирует молодых людей что-то делать? Особенно если их не выставят на порог в 17 лет. Ведь в нашем современном обществе булки растут на деревьях, можно сидеть на шее у родителей до 30ти лет, играть в компьютерные игры и ни о чем не париться. Но в основном все начинают рыпаться. Что их сподвигает встать с дивана?

Я считаю, что хорошие родители должны вести ребенка до пенсии /смеется/. А если серьезно, никак на это не повлиять, я считаю. Воспитанием, но это нельзя сделать в 17. Если ребенок в 17 сидит в Тик-Токе и играет в комп, а к нему приходят и говорят “Сейчас ты переезжаешь”, то он это расценит как предательство. Я думаю, нужно мотивировать детей, чтобы они сами принимали решения. Если бы мне родители сказали, “давай ты снимешь комнатку и поживешь отдельно”, мне было бы обидно. Но поскольку это было мое решение, к нему было другое отношение. Надо с детства говорить, что нужна самостоятельность, учить ребенка принимать решения и нести за себя ответственность. Таким образом он, может, и до 17-ти не досидит, в 15 уедет. И это прекрасно.

У меня нет каких-то решений, нет детей своих.

А что для тебя, как для ребенка, было теми словами или действиями, которые сподвигли тебя к поиску самостоятельности?

Сложно сказать. Ничего особо не сподвигло. Просто пришло время и мне захотелось самостоятельности. Я был первый в своей компании, кто это сделал, и это было приятно.

Может быть родители создали какие-то невыносимые условия?

Абсолютно нет. Абсолютно нет. У нас никогда не было каких-то серьезных конфликтов, хотя повод для них с моей стороны был точно. Потому что я очень плохо учился, прогуливал, получал двойки за поведение и так далее. Меня можно было и посильнее поругать и это было бы заслуженно.

Какие бы ты дал напутствия себе 12-13-15 летнему?

Сложный вопрос. Я бы сказал: быть уверенным в себе и в своих действиях, любить людей и себя, и пробовать, и не бояться ошибиться.

Был ли ты в себе уверенным в 13-15 лет.

Нет, абсолютно нет.

Сейчас многие взрослые говорят, что нужно создавать детям условия для ситуации успеха. Чтобы им было на что опереться, когда нет своей самоценности, поскольку нет достижений. Если ребенок не занимается спортом, танцами, не выигрывает олимпиады, то ему не на что опереться. И таким костылем должны стать взрослые рядом, которые будут подпихивать ситуации успеха. Судя по твоему пути, твои ситуации успеха начались гораздо позже.

Мне кажется, у всех все по-своему, и нет какого-то правильного для всех единого пути. Многие думают, что если показать позитивный образ ребенку, то он повторит и будет тоже таким успешным. На самом деле все гораздо сложнее, как мне кажется. Я же видел в своем детстве успешных людей: звезд, политиков, предпринимателей. Но я же не стал политиком, звездой или предпринимателем в то время.

Личности, на которых мы хотим ориентировать наших детей, не должны восприниматься ребенком, как что-то оторванное от реальности. Главное и единственное, что можно сделать - объяснить ребенку, что условная Бейонс на сцене - это точно такая же девочка, которая просто добилась успеха, хотя была абсолютно никем. Условный Тиньков был обычным мальчиком, который вырос, принял правильные решения, научился правильным вещам, обзавелся правильными контактами, принял интересные решения. Главное - говорить, что это возможно. А также, что если это будет не так - это тоже будет неплохо.

Я очень много вижу историй, когда родители загоняют своих детей и пытаются реализоваться через детей. “Я в школе не научился играть на фортепиано, а мой ребенок научится”. И начинается насилие. Ребенок ненавидит эти ноты, но он реализует стратегию своей мамы, которая не получилась когда-то. Главное, чтобы не было такого.

Я много работал с еврейской общиной - у них интересная история с образованием. Обратите внимание, что много стартапов созданы евреями, и они довольно успешные. Они пишут гениальные сериалы, снимают гениальные фильмы, пишут глубокие книги, играют музыку как никто и так далее. Трудовых профессий среди них гораздо меньше, чем профессий, связанных с финансами или с творчеством. Я думаю, что отчасти это связано с тем, что они воспитывают детей в абсолютной свободе до определенного возраста. Кажется лет до 10, точно не помню, Они дают ребенку делать все, что он хочет. А потом, спустя какое-то время, они начинают включать запреты. Мне кажется, это довольно прикольно, потому что тогда ребенок не вырастает с детскими травмами и более свободно смотрит на мир. Я не преподаватель и не эксперт, но мне так кажется. Это просто мои наблюдения.

Расшифровка: 

Алина Шарова

 "Дубравушка"
Александра Грищук

Демократическая школа "Бюллербю"

Острова: о свободном образовании | Facebook

Ссылка на беседу https://www.youtube.com/watch?v=sJeTcwLO3TY