Технология работы в парах

СУТЬ ПАРНОЙ ТЕХНОЛОГИИ - ПРОСТЫМИ СЛОВАМИ


Игорь, Алматы:     Коллективный способ обучения - ??. Честно говоря, хочется узнать больше про сей метод, - разве в школе и на курсах обучение с одним преподавателем и группой учеников (студентов) - это не коллективный способ?

Технолог по парной технологии обучения:     Чтобы был "коллективный", нужно чтобы "все учили всех" (включая учителя). Есть три формы коммуникации.

1) один говорит - все остальные молчат (нас трое или больше);
2) мы вдвоём, только вдвоём, говорим по очереди, - диалог;
3) я один, общаюсь либо с книжкой, либо с тетрадкой.

Других видов коммуникации в природе не существует. Этим видам коммуникации соответствуют такие формы как лекция, взаимное обучение и самообучение.

Если во втором способе коммуникации добавить, что -

- партнёры в парах всё время меняются и
- в парах партнёры работают не "как получится", а по заданному алгоритму,

то в этом случае мы получаем парную технологию обучения.

Если теперь к парной технологии обучения добавить первую и третью формы коммуникации, тогда получаем коллективный способ обучения. Когда такой процесс хорошо налажен, - то есть все участники хорошо умеют всё делать, - при этом условии в таком процессе примерно половину времени реально занимает парная технология обучения.

Поскольку парная технология обучения является в этом процессе основной частью, - главной и системообразующей, - то я предпочитаю весь процесс называть не "коллективный способ обучения", а "парная технология обучения". Так точнее обозначается суть.

После такого рассказа может показаться, что "ну, что тут такого? любой и каждый сам может наладить такой процесс у себя!", - это очень обманчивое впечатление. На самом деле процесс очень сложный. Если его "заново изобретать" самостоятельно на основе опыта и простого здравого смысла, то можно что-то изобрести, но на это уйдёт вся жизнь, а результат будет ооочень посредственный, - это совершенно точно!

Парная технология обучения, которую мы имеем сегодня, "росла" примерно две тысячи лет. У неё особенно бурная история в последние двести лет. И уж совсем бешенный темп развития получился в конце 20-го века, в последние 20 лет.

Надо ещё добавить, что Вы спрашивали про "сей метод", а это вовсе не "метод", - это технология в полном её инженерном смысле. Знаете, в чём тут разница? Результативность "метода" зависит от искусства (квалификации) исполнителя. Результативность технологии зависит от правильности наладки процесса, - чтобы все операции были в наличии и чтобы они выполнялись в заданной последовательности.

И что интересно! Учителя-парники сами себя называют дирижёрами, - совершенно спонтанно! - практически все и совершенно без всякой "подсказки" со стороны...


Историческая справка

Мы приведём историческую хронологию в обратном порядке, - от сегодня в глубь времён.

Технология парного обучения (или более общее название – технология работы в парах) является базовым процессом коллективного способа обучения – КСО.

Название КСО ввёл Виталий Кузьмич Дьяченко (1923-2008). В январе 1941 он получил "эстафетную палочку" от Александра Григорьевича Ривина (1877-1944), который называл свой метод обучения "оргдиалог", "со-диалог" или "талгенизм". Первые сведения о парном обучении в группе Ривина относятся к 1918 году.

До этого известно "Общество взаимного обучения", созданное будущими декабристами в 1816 году с разрешения царя Александра-1. Они открывали школы взаимного обучения при полках, - всего за три года открыли 70 школ. Общество закрыто самими создателями в 1819 году, так как министерство образования начало проявлять к их деятельности слишком пристальное внимание.

В Швейцарии в 1804 году отец Грегор Жирард (Gregor Girard, 1765-1850) открыл при францисканском монастыре во Фрайбурге школу "взаимного обучения со сменой партнёров" ("Wechselseitig und gegenseitig lernen" (нем.) – сменяя партнёров взаимно учиться). Школа существовала до 1819 года, когда иезуиты, правившие городом, её закрыли за вольнодумство воспитанников. Жирарда вынудили уехать в Люцерн, - вернулся он в родной город после свержения иезуитов в 1835 году.

Известно также, что по всему миру и сегодня в еврейских школах-ешивах обучение происходит в парах. С большой вероятностью можно предположить, что обучение в парах в ешивах практикуется более 2 тысяч лет.

Коллективный способ обучения в СССР, России и в Мире

Благодаря Дьяченко коллективный способ обучения "пошёл в массы" примерно с 1984 года, когда он начал практиковать его в студенческих группах Красноярского политехнического института. Постепенно в Красноярске сформировалась группа педагогов, активно поддержавших Дьяченко. На базе этой группы была создана лаборатория КСО при Красноярском ИПК, которая успешно работает и обучает учителей до настоящего времени.

Примерно в это же время в Ленинграде была создана лаборатория КСО при управлении образования Октябрьской железной дороги, которой руководила Архипова Валентина Васильевна. Сотрудники лаборатории постоянно обучали КСО учителей подведомственных школ (обучено порядка 1000 учителей до 1995 года) и одну неделю в месяц работали на выезде, обучая учителей в различных регионах СССР.

Всего в СНГ на 2014 год примерно в двадцати школах используется коллективный способ обучения. Некоторые из этих школ полностью перешли от классно-урочной организации учебного процесса на разновозрастное обучение, в котором основную роль играет взаимное обучение учеников в парах.

В С.-Петербурге в 1988 Владимир Иванович Андреев создал школу "Обучение в диалоге", www.shod.ru. Школа успешно работает по настоящее время.

В Германии учительница начальной школы в городе Нойс успешно использовала технологию парного обучения с 2001 по 2014 год, когда вышла на пенсию. Документальный фильм о её классе можно найти в разделе "Видео" (см. здесь в конце).

В целом учителя во всём мире часто используют работу в парах, особенно учителя иностранных языков, но их опыт не представляет собою технологию в полном инженерном смысле.   


Технология в инженерном смысле слова

Обсуждение вопроса о "что есть технология в учебном процессе" в теоретическом смысле можно вести бесконечно. Мы здесь скажем всего лишь авторскую точку зрения на этот вопрос.

Технологии присущи следующие параметры, -

- у неё есть необходимые и достаточные компоненты;
- при соблюдении этих компонент всегда получается результат запланированного качества.   


Ещё больше материалов о технологии здесь: http://www.paarschool.com/7obuch/trp.php#01-1