Дорога взросления

Став учеником, ребенок делает по ней очередной трудный шаг. Чем могут помочь родители?

5.jpg (71516 bytes)

Как дела?

Жизнь ребенка-первоклассника насыщена множеством событий. Приятных и не очень. Понятных и загадочных. И очень важно, чтобы ребенок постепенно научился подробно рассказывать о происходящих с ним событиях. Если родителям по-настоящему интересно то, что происходит с их ребенком в школе, ребенок с каждым разом будет рассказывать все более подробно и интересно. Если же интерес родителей формален, то и детское желание рассказывать о каких-то школьных событиях будет постепенно угасать, и на формальный вопрос мамы или папы «как дела?» ребенок будет отвечать не менее формально «нормально!».
Не бойтесь подробностей. Чем более подробен ребенок в своих рассказах, тем больше он вам доверяет. А это в свою очередь создает платформу уверенности ребенка в любых других – самых сложных – ситуациях. Иногда возникающие у первоклассника напряжения и страхи бывают настолько нелепы, что достаточно просто описать произошедшее немного с другой стороны, помочь посмотреть немного другим взглядом, чтобы ребенок успокоился.
Помните, что жизнь ребенка в школе сплетается из множества мелочей, и многим из этих мелочей мы часто просто не придаем значения, тогда как для самого ребенка именно эти мелочи являются особо важными. Простой пример: взаимоотношения ребенка со школьным туалетом. Некоторые дети стесняются под взглядом сверстников идти в туалет. Некоторые не переносят открытые туалеты (где нет кабинок). Некоторых отталкивает запах школьного туалета, и они не могут его посещать… А если ребенок по каким-то причинам не посещает туалет или посещает его в состоянии огромного физиологического и психологического напряжения, это может провоцировать множество других проблем, в том числе и учебного, и коммуникативного характера.
И не надо ждать, когда ребенок сам обратится к вам с какой-то проблемой. Возьмите за ежедневное правило активно расспрашивать ребенка о том, что с ним происходило в школе в течение дня. И помните, что рассказывать о своих переживаниях очень трудно, поэтому всячески помогайте ребенку – своим сочувствием, какими-то уточняющими вопросами.
Очень важно научиться не высказывать негативного отношения к каким-то «неуспешностям» вашего ребенка, а говорить об этом как о нормальных и естественных трудностях на новом пути. Не порицать за неуспех, а помогать добиться успеха. И тогда ребенок не будет бояться разговаривать с вами о том, что именно у него не получается.

Всматриваться, чтобы понять

Вообще едва ли не главное, что должны делать родители первоклассника, – это самым внимательным образом всматриваться в своего растущего ребенка, всматриваться в происходящие с ним изменения и пытаться понять, что скрывается за изменениями того или иного рода.
С первого дня наблюдайте за состоянием здоровья вашего ребенка. Бывает, что у первоклассника возникают школьные проблемы (проблемы с одноклассниками, проблемы с учебой), но он не хочет или не умеет ими делиться. А иногда он просто не отдает себе отчета в каких-то возникших у него проблемах, «вытесняет» их, и тогда психологические проблемы начинают «маскироваться» под какие-то болезни, когда, например, по утрам появляется тошнота или рвота, или вдруг резко поднимается температура, или возникают какие-то другие недомогания психосоматической природы. А ведь психосоматические проблемы обычными лечебными способами вообще не решаются – ребенка будут лечить от гастрита или еще от чего-нибудь, а болезни будут менять свою форму, пока не будет найдена и каким-то образом решена исходно породившая их психологическая проблема.
Между прочим, имейте в виду, что в первые месяцы учебы вашему ребенку после уроков нужно будет гораздо больше двигаться, чем обычно, чтобы компенсировать то напряжение, которое требуется для высиживания в классе нескольких часов, и разрешать накопившиеся психологические напряжения. Поэтому относитесь с пониманием к тому, что у ребенка после уроков появляется желание носиться с бешеной скоростью, кричать – в общем, быть спонтанным, самопроизвольным.
Особая тема – общение с одноклассниками. Возможно, это одна из самых серьезных образовательных задач, которые должен научиться решать ребенок, находясь в школе. И не думайте, что ребенок может решить ее автоматически, без вашей помощи. Очень часто именно поддержка родителей, их жизненный опыт помогают ребенку построить доброжелательные отношения в классе. Понаблюдайте за тем, как ваш ребенок играет с одноклассниками после уроков. И если возникает ощущение, что ваш ребенок ведет себя в чем-то не очень адекватно, дайте ему зеркало, помогите увидеть свое поведение со стороны. И не торопитесь ругать, читать нотации. Помогите сориентироваться, как стоит себя вести в тех или иных ситуациях, чтобы тебя принимали, чтобы с тобой хотели дружить.
Подумайте и о том, как ваш ребенок воспринимает те или иные действия учителя. Многие дети интерпретируют поведение учителя неадекватно. «Я столько раз поднимал руку, а меня не спросили!» – ребенок переживает это как признак того, что учитель его игнорирует или не любит. При этом ребенок не думает о том, что остальные 25 детей точно так же тянут руки и что неизбежно кто-то оказывается проигнорирован. И что за этим не стоит никакого отвержения ребенка учителем. Просто ребенок не один в классе. Надо попытаться объяснить ребенку, что он не может претендовать (как бы этого ни хотелось) на безраздельное внимание учителя (а особенно болезненно это переживается тогда, когда дети влюблены в учителя, когда учитель действительно хорош). И попытаться сменить эгоцентрическую картинку ребенка на более реальную.
Еще одна важная зона постоянного наблюдения – то, как ребенок выполняет домашние задания. Если он собран и «компактен», если выполняет домашние задания в приподнятом настроении – все хорошо. Если же ребенок растягивает выполнение даже относительно простых заданий на несколько часов, если вы видите на его лице выражение тоски и скорби, если он никак не может сосредоточиться на выполнении домашнего задания, это сигнал о том, что ребенку нужна какая-то (например, психологическая) помощь и поддержка. В этой ситуации важно не ругать, не давить, а попытаться разобраться и помочь. Может, дело в том, что ребенок не умеет организовывать время. А может, он просто чего-то боится – например, собственного непонимания, и тогда нужно сесть с ним рядом и показать, что в непонимании нет ничего страшного, что любое непонимание можно преодолеть.
Важнейшая родительская задача – с самого начала соблюсти баланс между желанием помочь ребенку и сознательной установкой на ограничение заботы о нем, чтобы ребенок мог развить способность справляться со школьными заданиями самостоятельно. Ребенок, с одной стороны, должен чувствовать уверенность в нем со стороны взрослого, а с другой – видеть, что взрослый всегда готов прийти на помощь в те моменты, когда это по-настоящему нужно. В соблюдении этого баланса и состоит искусство педагогики.

Прошлое–будущее

Нужно всячески подчеркивать в разговорах с ребенком, что он перешел в совершенно новое статусное состояние и что это крайне ценно для родителей. Что ценна его большая самостоятельность. Что отныне в связи с этим новым статусом появляется почва не только для любви, но и для уважения. А уважение – это то, что является атрибутом взрослой жизни. То, что приходится завоевывать. И то, что помогает справиться с неизбежными трудностями школьной жизни.
Между прочим, переход ребенка в школу – это определенный обряд инициации и для родителей, испытание их готовности к совершенно новым стилям взаимоотношений с ребенком. Ведь родительское отношение теперь не будет для него единственно значимым. Социальные успехи, отношения со сверстниками будут конкурировать с чувствами, которые он испытывает по отношению к родителям. Ребенок из семьи вступает в мир. В каком-то смысле это болезненно для родителей и переживается как утрата, и вместе с тем родители заинтересованы в том, чтобы ребенок обретал самостоятельность. И с переходом в школу стиль отношений с ребенком неизбежно меняется в сторону предоставления ему большей самостоятельности, права выбора.
При этом очень важно сохранить в домашнем обиходе ребенка-первоклассника какие-то способы жизни из дошкольного прошлого. Чтобы ребенок не сразу менял всю свою жизнь, а чтобы оставалась ниша, в которой он мог бы чувствовать себя по-прежнему маленьким и защищенным. Не требуйте от первоклассника ранней взрослости – она придет к нему со временем. А пока с пониманием относитесь к тому, что ребенок носит в школу какую-то любимую игрушку. Или засыпает с игрушками и ставит их себе на письменный стол. Не бойтесь по вечерам читать ему книжки, не настаивайте, чтобы ребенок читал исключительно сам. Ребенок не должен бояться утратить детство, в котором его любили, в котором о нем заботились. И хотя переход в более взрослое состояние для него страшно желанен, не надо отбирать у него маленькие преимущества более раннего детства.

Ирина ХРИСТОСЕНКО,
Александр ЛОБОК

Оригинал статьи здесь: https://ps.1sept.ru/article.php?ID=200406210