Честно о проблемах семейного образования и о путях их решения

При переходе на семейную форму обучения у родителей возникают естественные страхи и сомнения, которые нуждаются в обязательном разъяснении. Ведь любое решение, связанное с детьми и их образованием, требует ответственного и осознанного подхода, объективной оценки препятствий и своих возможностей.


«А как же социализация и общение?»

Именно вопрос о социализации в первую очередь возникает у любого человека, который сталкивается с семейным образованием. Ведь в обычной школе ребенок общается со сверстниками, учится решать конфликтные ситуации самостоятельно, проходит «уроки жизни», а также имеет возможность участвовать в мероприятиях, выступать на публике и развивать ораторские навыки.

Решение: Одно из сильнейших преимуществ семейного образования — это индивидуальный график, в котором есть время на кружки, секции и общение с друзьями. Как необходимые организму витамины и полезные вещества можно найти в разных продуктах, так и источники общения и навыки коммуникации и социального взаимодействия находятся в различных коллективах.


Михаил Иванович Лазарев, основатель группы проектов InternetUrok.ru: «Социализация как получение набора умений вливаться в социум происходит в детстве. Но взрослая жизнь бывает разной, и нет социализации вообще: ученый, прекрасно приспособленный для работы в научном коллективе, окажется беспомощным в тюрьме. Социализация в случайном коллективе, подобранном по географическому принципу, имеет случайные последствия».


«Я не смогу объяснить тригонометрию»


Давайте честно признаемся, кто из нас не забыл все ненужные предметы сразу же после получения вожделенного аттестата? Кто помнит, как вычислить производную от функции или объем усеченной пирамиды, чем отличаются дактиль от амфибрахия или перепончатокрылые от чешуекрылых, в чем заключаются основные положения Утрехтского мира или каковы предпосылки Петровских реформ? Любой родитель боится оказаться недостаточно компетентным, чтобы помочь ребенку с какой-то темой, когда нет учителя, на которого можно было бы положиться.

Решение: Если с простыми вопросами можно разобраться самостоятельно, то в изучении сложных могут помочь, например, сервисы дистанционного образования, онлайн-курсы. Можно найти много информации не только в платном, но и свободном доступе. Ведь интернет — это в первую очередь источник информации.

Музеи и экскурсии — это не только развлечение, но и прекрасное дополнение к школьному образованию. Кроме того, если речь идет о профильном предмете, можно нанять репетитора. чтобы сделать упор на том, что действительно важно. Наконец, можно обмениваться опытом с другими родителями или записаться в семейную школу.

«Мне придется все контролировать»


Семейное образование подразумевает вовлеченность в процесс хотя бы одного родителя — на то оно и семейное. Особенно, конечно, это касается начальных классов. Очевидно, что обучение в школе в этом плане выигрывает: можно отдать туда ребенка и как минимум полдня о нем не вспоминать. Но надеемся, что большинство заводят детей не для этого. А смысл семейного образования как раз кроется во внимательном и чутком отношении к ребенку и его становлению во всех смыслах.

Решение: Научить ребенка учиться — задача не из простых, однако вскоре природная любознательность берет вверх, а наличие некоей свободы ведет, как ни парадоксально, к самоорганизации. Многие родители рассказывают о том, что их дети рано или поздно сами берут в руки книжку или заходят в интернет, но отнюдь не на развлекательные, а на образовательные ресурсы. Главное — показать, где искать информацию, рассказать, как учиться. Наверняка многие из вас слышали утверждение, что хороший ученик всегда знает, где подсмотреть.

Кристина, мама: «Мы в начале четверти с ребёнком вместе составляем план и график занятий, и ребёнок сам все делает. Понимая, что контроль неизбежен, он даже не пытается врать и ничего не делать».

Ольга О., мама: «На самом деле, контролировать не так сложно, при желании любой родитель с этим справится. У нас по крайней мере нет проблем с этим за 3 месяца семейного обучения».

Олеся Б., мама: «Наша дочь третий год на семейном образовании учится в дистанционной школе и всегда все успевает делать вовремя. Мы не помогаем ей с выполнением домашних заданий. Наша задача — напоминать ей, что уже пора садиться за уроки».

«Сложно уйти из школы, сложно вернуться в школу»


Если не знать, как устроен весь процесс, то можно подумать, что для ухода из школы нужны какие-то серьезные причины вроде проблем со здоровьем. Кажется, будто это очень сложная юридическая процедура, которая займет очень много времени и потребует бесконечной возни с документами. Еще страшнее пойти на этот шаг, потому что кажется, что решение необратимо и если оно окажется ошибочным, то ничего нельзя будет исправить.

Решение: Право выбирать форму обучения согласно склонностям и потребностям закреплено в ФЗ №273 «Об образовании». Хотите учить ребенка дома — ваше право, хотите вернуться в школу — тоже ваше право. По закону, перевестись на домашнее обучение можно в любой момент. Достаточно, если ребенок ранее учился в школе, отчислиться и забрать личное дело (может понадобиться справка из новой школы о готовности принять ученика) уведомить департамент образования, прикрепиться к школе, которая поддерживает семейную форму, и заключить с ней договор о порядке аттестации. Если вы передумаете, вернуться в школу тоже можно, и никаких препятствий при этом возникнуть не может.

Кира Н., мама: «Забрать ребенка из школы не страшно, страшно его там оставить».

Лариса Т., мама: «В школу можно вернуться в любой момент, но вряд ли захочется после дистанционного».

«Это слишком большая ответственность»


Конечно, гораздо спокойнее на душе, когда за образование ребенка отвечают профессиональные педагоги. Страшно испортить будущее и карьеру своего любимого чада, дав ему неправильное, недостаточно хорошее образование. Ведь большинство детей учатся в школе, и вы, скорее всего, тоже там учились, так почему же ваш ребенок должен делать что-то по-другому?

Решение: В конце концов, выбор школы — это такой же серьезный выбор, как и не ходить в школу вовсе. А если вы готовы взять на себя ответственность, то доверьтесь себе и своему ребенку и помните, что вы не одиноки в своем решении.

Лариса Т., мама: «Главное — перешагнуть собственный страх. Я одна, работаю, и хоть иногда бывает напряженно, но я точно знаю, что не верну ребенка обратно в школу. Боритесь за детей, это наше всё!»

Юлия М., мама: «Страх — это нормально! Вы же раньше этого не делали, вот и страшно, но если начали об этом думать, значит, билет в будущее уже куплен. Все будет хорошо, просто не оглядывайтесь и слушайте ребенка и себя!»

---------------------------------------------------

Оригинал статьи: https://home-school.interneturok.ru/blog/vsje_publikacii/plyusy-i-minusy-semeynogo-obrazovaniya