В школе делать нечего

Наталья Богатова, мама Зарины (17 лет)


У нас был единственный «праздник» 1 сентября – в 1-м классе. Зарина отучилась полгода, за это время я поняла, что что-то идёт не так, и пожалела, что сразу не дерзнула перейти на семейное образование. Не было никакого движения в знаниях и открылась большая куча проблем с воспитанием личности: здесь всех школьников уравнивали, стригли «под одну гребёнку». Оказалось невозможно сказать, что думаешь, если это отличается то ли от мнения учителя, то ли от некоего общепринятого; ребёнка настраивали на получение результата (оценки) любой ценой, без творческих усилий, без подлинного познания и т.д.

bogatova.jpeg

Наталья Богатова с дочерью. Фото из семейного архива

В феврале мы расстались со школой и перешли на семейное образование. Сначала было страшно. Очень. Но на тот момент я не видела другого выхода. Вся семья, все родственники звонили и старались отговорить от «роковой ошибки», бабушка ставила ультиматумы, плакала и даже настраивала Заринку против меня и такого образования. Но мы устояли.

И всё же я не советовала бы переходить на семейное образование тем, у кого нарушены отношения «родитель–ребёнок». Если есть дерзновение устроить школу у себя дома, нужно иметь три вещи: послушание ребёнка старшему, желание образовывать своего ребёнка у родителей, мотивация и у родителей, и у ребёнка учиться вместе. Иначе это будет не образование, а непонятно что.

Очень непросто организовать сам учебный процесс начиная с простых вещей, таких как распорядок дня, распорядок урока, распределение нагрузки

Трудности… Очень непросто организовать сам учебный процесс начиная с простых вещей, таких как распорядок дня, распорядок урока, распределение нагрузки. Но ещё сложнее выйти за рамки установленной программы, разработать или подобрать новую – в соответствии со способностями и запросами своего ребёнка. Здесь нужна особая смелость и творческий подход.

Если всё вышесказанное удаётся, то недостатков в домашней школе я не могу найти.

Образование Зарины дома принесло хорошие плоды: она смогла в седьмом классе поступить в одну из лучших школ России, потому что решила заниматься серьёзной наукой. Я понимала, что для поступления в нужный ей вуз семейного образования не хватит. Добавлю, что, придя в 7-й класс школы, попав в агрессивную среду, дочь смогла сохранить свою уникальность: разного рода пошлость, мат, стёб – всё это к ней не прилипало и не становилось частью её.

Kashtanova-1.jpeg

Елена Каштанова с детьми. Фото из семейного архива

Елена Каштанова, мама Тимофея (13 лет) и Кати (10 лет)

Я не стала отдавать ни сына, ни дочь в школу, потому что современная система образования далеко не современная, она себя давно изжила. Сейчас у образования иные задачи: не дать образования детям, а «натаскать» их для сдачи ГИА, ПА, ЕГЭ и т.д. Их напихивают информацией, а не дают знания. Я образование понимаю шире и глубже: как раскрытие даров, талантов, образа Божьего в ребёнке, в человеке. Кроме того, это именно система. Она бездушная, она против человека, а не за. Поэтому у меня не было никакого страха заниматься семейным образованием. А вот за тех, кто до сих пор в системе, страшно – и за детей, и за взрослых. Плоды семейного образования я вижу каждый день, каждый год. Ни разу не пожалела. Главные плоды – свобода и творчество, ответственность и взрослость, отсутствие страха и желание учиться!

Общеобразовательные школы и гимназии формируют нужный государству «продукт»

Когда осознаешь свою родительскую ответственность за детей, легко решиться на самостоятельное образование. Ты (а не «мариванна») отвечаешь за то, каким вырастет твой ребёнок. Школа сегодня не воспитывает – от слова «питание», не питает и не образовывает – от слова «образ», не научает. Общеобразовательные школы и гимназии формируют нужный государству «продукт». Я не против ни школы, ни государства, я против системы и за человека.

Мы были одними из первых практиков семейного образования – СО – в Екатеринбурге 9 лет назад. Сегодня в городе свыше 2 500 детей обучается таким образом. Я общаюсь со многими родителями – практиками СО. У нас есть клуб «семейников». Я знаю, что многие тоже объединяются, открывают свои образовательные проекты. Отрицательных отзывов от реальных ответственных практиков я не слышала.

Конечно, не надо торопиться забирать детей из школы, если они уже учатся. Перед тем как решиться, нужно очень внимательно и ответственно разобраться с этой темой. Семейное образование – оно именно семейное, в том смысле что отвечает за его итоги и результаты семья. А значит, и цели, и уклад семьи будут меняться. И ещё… Не надо бояться, нужно действовать, искать единомышленников. Если встал этот вопрос – значит, пришло время что-то менять. И меняться самим.

Derunova.jpeg

Ксения Дерунова с детьми. Фото из семейного архива

Ксения Дерунова, мама Сони (10 лет), Вани (7 лет), Тимы (4 года)

Меня часто спрашивают, почему мои дети не учатся в государственной школе. На самом деле я не являюсь ярым противником школ и уверена, что со временем мои дети всё же станут учениками госшколы. Но пока я выбираю альтернативное образование. И на это есть несколько причин:

  1. В нашем районе нет хороших школ. Вернее, есть одна: математический лицей. Но не всем же быть математиками! Сперва надо присмотреться к ребёнку, понять, к чему у него есть склонности и в какую сторону лучше двигаться, в чём ему стоит помочь развиться.
  2. Большинство школ весьма посредственны. В классах, как правило, не менее 30 человек. У учителя нет шансов уделить внимание каждому ученику. Получается, что качество освоения материала может хромать. Ребёнок проводит в школе не менее 4 часов в день, но этого порой бывает недостаточно, чтобы отработать важные навыки или закрепить сложную тему. И тогда приходится заниматься дополнительно, иногда даже с репетиторами. Многие дети моих знакомых помимо школы вынуждены посещать платные дополнительные занятия.
  3. Атмосфера в школе. К сожалению, в большом классе трудно поддерживать дружескую атмосферу. Считаю, что это особенно важно – формировать у детей стремление жить в коллективе в отношениях дружбы, доверия и взаимопомощи, прививать им чуткость по отношению друг к другу. И тут без поддержки взрослого наставника никак не обойтись. Но, опять же, у школьного учителя не хватает на это времени, а порой и сил.
  4. Контингент. Нет, мне не всё равно, с кем общаются мои дети. Да, в этом смысле я немного зануда. Мне важно, чтобы детей окружали друзья из семей с ценностями, подобными моим, чтобы не было сквернословия, чтобы были привиты определённые принципы, такие как уважение к старшим, ценность дружбы, честность и т.д. И здесь школа с её большими классами – настоящая лотерея.
  5. Личность учителя. Увы, учителями люди часто становятся не по призванию, а по каким-то другим причинам. Уверена, это большая ошибка, так как быть наставником для ребёнка – огромный труд! И здесь нужно вдохновение. Если его нет, то дело изначально провальное. Поэтому я сама выбираю педагогов для своих детей и считаю этот выбор очень важным. От него во многом зависит, как будет учиться ребёнок. Станет ли для него этот процесс источником вдохновения или, наоборот, привьёт ему понимание, что обучение – это тоска смертная.

Это лишь часть причин, почему мои дети пока не учатся в государственной школе. Но, думаю, и этого уже достаточно, чтобы объяснить мой выбор. Хочется добавить, что сама я с 1-го по 11-й класс училась в самой обычной школе города Обнинска. Но мне несказанно повезло с учителями. Всегда рядом был мудрый наставник, заинтересованный в нас, учениках, и отдающий очень много сил на наше образование. Надеюсь, в будущем смогу найти подобных наставников и для своих детей. Верю, они есть в государственных школах, только нужно поискать.

Оригинал статьиhttps://s-t-o-l.com/gosudarstvo-i-chelovek/v-shkole-delat-nechego/