Поиск школы-2

Лена Павлова

Окончание. 

Начало здесь

Почему мы не хотим на дистанционное обучение? 

В последнее время почти все семьи в нашем окружении неожиданно получили опыт дистанционного обучения маленьких детей за компьютером в связи с карантином весны 2020. Это опыт, который "надо иметь, но не повторять". Не место малышу (особенно дошколенку или первоклашке) за компьютером.
По крайней мере в условиях, когда это
1. Больше 45 минут в день.
2. Замещает собой реальный контакт с другими детьми или Учителем.
3. Требует присутствия мамы у компьютера.
4. Используется для введения нового материала, а не для повтора старых тем.
5. Сопровождается изнурительными домашними заданиями.

Внимание ребенка уползает от компьютера (и правильно) в реальный мир живых объектов. Это усугубляется техническими сбоями (когда рвется связь, когда ребенка или учителя слышно не с первого раза, когда приходится по долгу перед уроком настраиваться). Усугубляется вынужденным снижением рабочего темпа в условиях, когда он по законам жанра должен быть повышен (за компьютером держать коммуникацию сложнее, чем очно).
В результате, ребенок скучает, отвлекается, пытается что-то грызть или играть и получает за это нагоняй, хотя надо было дать ему медаль за то, что он такой терпеливый, чтобы выносить всю эту тягомотину. И это у тех учителей (замечательных), которые не испытывают никакой проблемы с фокусировкой в очном режиме.



Альтернатива есть: Организовать автономный класс

Gредставьте себе, что собрались 10-15 заинтересованных семей и "скинулись" на зарплату учительнице (в "началке" практически нужна она одна) и аренду помещения в 20-25 кв. м. Также разово скинулись на лицензию за методику, простенькую мебель, канцтовары и проектор. Посчитайте бюджет этого мероприятия и вы увидите, что даже при классе в 10-12 человек, будет достаточно 8-10 тысяч в месяц с семьи + разовый регистрационный взнос в начале учебного года примерно в таком же объеме. Tсть несколько альтернативных методик у нас в России, которые хорошо подходят как раз для автономных классов.


Чем нам понравилась методика Жохова?

Орущий, бегущий первоклассник - это норма.
Владимир Иванович Жохов, заслуженный учитель РФ, изначально был учителем математики (это отразилось на его подходе). Он разработал собственный авторский взгляд на обучение в начальной школе.

Основное обаяние методики Жохова в том, что она не гасит ни энергетический, ни интеллектуальный, ни творческий потенциал ребенка. Дисциплинарные воздействия и режим в жоховских классах имеют вторичное значение, первичное - организация методически грамотной среды для обучения. Ребенку здесь бросают вызов, причем с первых дней. Программу первого класса он проходит за месяц. Далее, в течение первого года, он проходит программу начальной школы. В последний месяц учебного года (май) ребенок проходит трехзначные числа и дроби, к этому моменту он умеет считать до миллиона.
Темп взят, ребенок просится в школу, скучает без нее, привыкает, что его потенциал востребован. Если он в чем-то отстал - не беда. Программа циклами возвращается к пройденным темам, у ребенка есть три года, чтобы выровняться и догнать остальных ребят под внимательным контролем учителя. По истечении четырех лет такие дети выигрывают олимпиады по математике, ведь цифры они чувствуют прекрасно. Уже к концу первого класса счет в уме у некоторых из этих детей получается лучше, чем у их родителей.

Сложнее отношение Жохова к русскому языку. Он считает, что главное - не как пишет ребенок, а что он пишет. Ребенку сначала помогают сформировать речь и только потом (в десятую очередь) заботятся о его почерке. Изначально в методике Жохова нет прописей. Уроки по жоховской методике проходят в живой форме с использованием мультимедийных материалов: дети смотрят слушают музыку, смотрят иллюстрации, поют песни, делают разминки, смотрят небольшие мультфильмы. Вместо учебников здесь цветные раздаточные материалы, где ребенок решает задачи и делает упражнения. Очень нестандартно отношение Жохова к изучению иностранных языков, которое начинается со второго класса. Дети год учат немецкий, год - французский и только потом переходят к английскому. Жохов утверждает, что таким образом дети в дальнейшем легче переходят к мультиязычности и даже обгоняют своих сверстников, которые учат только английский.

Все это может вызывать разное отношение. Но факт остается фактом: ребенок здесь не соскучится. Умный и подготовленный дошколенок не будет деградировать, привыкая в течение всего первого года считать в рамках 10-ти или 20-ти (даже если он уже свободно считал до сотни), когда нет причин для такого жесткого ограничения, кроме выравнивания его уровня с менее подготовленными сверстниками. Отстающий ребенок, по утверждению Жохова, будет иметь хороший импульс, чтобы скорректироваться. В жоховские классы принимают отстающих деток и деток с особенностями, отводом могут служить отклонения, связанные с агрессивным поведением, нарушающие безопасную среду в классе.

3. Отдельно стоит сказать про организацию учебного процесса и коммуникацию в классе. Поскольку детям учиться интересно, не нужно строить их рядами, чтобы достичь послушания. Дети не должны на уроке сидеть за партой, они могут, не спрашиваясь, выходить в туалет, подбежать к доске, вскочить с места. Дети могут кричать с места. Могут отвечать хором. Могут подойти к какому-нибудь другому столу, что-то у кого-то посмотреть или попросить. Это другая среда, более творческая, чем можно себе представить в обычной школе. В идеале, учебный процесс в первом классе укладывается в 4 часа в день 5 дней в неделю. И дети очень много успевают за это время. Ведь учебный процесс здесь четко структурирован. Просто структура у него грамотная, а программа интересная. Дети учатся в своей логике занятий и перерывов: четыре недели занятий - неделя отдыха. Это дает возможность "усваиваться" той информации, которая накопилась за период обучения. И соскучиться по школе - как правило, дети в жоховских классах ждут занятий, а не бегут от них. Жохов против дистанционного обучения в младшем школьном возрасте. Жоховское обучение происходит очно.

Учитель в системе Жохова хорошо методически оснащен. Он не должен быть профессиональным учителем младших классов, не обязательно иметь такой опыт. Это должен быть любящий детей, мотивированный и способный адекватно применить методику человек. Жохов лично проводит собеседования с учителями, которые хотят получить его лицензию. Кому-то удается пройти сразу, кому-то требуется несколько заходов. Если читать отзывы родителей в уже существующих классах, то, очевидно, личность Учителя имеет огромное значение. Учитель - фактор риска, но и потенциал этой методики. Потому что, если учитель считает необходимым что-то изменить или дополнить, ему это разрешено.

Еще один плюс, который нам нравится в нашем варианте реализации (когда класс автономен), возможно, это не так в жоховских классах, если они существуют при государственных школах. Это гибкость границ между классами. Если учитель берет пару маленьких классов в параллель (1 и 2) или первый класс и подготовку, то границы между ними становятся немного прозрачными. Если ребенок с чем-то не справился, учитель может "подержать" малыша в формате подготовки, выделить нескольких учеников в отдельную группу, потом "догнать" с ними основной первый класс и вернуть их туда. Пройдя последний год в режиме подготовки мы увидели, что делает наша учительница в этом смысле и были поражены: она ни на одном ребенке не "поставила крест". Она жонглировала маленькими группами как опытный фокусник, дети и не замечали, как догоняли основной поток. Ни один ребенок не ощутил временные переходы между группами, все эти слияния и поглощения, как какой-то рубеж или что он с чем-то не справился (Представляете, как переживает ребенок то, что его "оставили на второй год"? А тут этого нет). Наоборот, она умудрялась вытаскивать тех, в кого слабо верили родители или другие учителя. При этом более шустрые, подготовленные и самостоятельные дети то получали приемлемую фору, то возвращались в режим наставников, помогая объяснять материал другим.
И да, жоховские дети в автономных классах, приписанные к какой-нибудь заочной структуре обучения, легко справляется с официальной аттестацией и могут, в случае необходимости, пойти в обычные школьные классы.


Есть ли у Жохова альтернативы в России (другие методики обучения автономных классов)


Официально признанных ФГОС систем всего две: традиционная и развивающая (см. Приказ Минобрнауки РФ от 21.10.2004 N 93). К традиционным относятся системы: «Школа России», «Начальная школа ХХI века», «Школа 2100», «Гармония», «Перспективная начальная школа, «Классическая начальная школа», «Планета знаний», «Перспектива».
По сути каждая из этих систем - это прежде всего учебно-методический комплект, по которому будут обучать ребенка и который не должен меняться от 1 к 4 классам, так как представляет собой некое "решение" как, чему и в какой последовательности будет обучаться ребенок начальных классов. Характерно, что вокруг официально внедренных традиционных систем нет родительских сообществ. Просто набор учебников, которые нужно будет купить ученику. Не более того.

К развивающим системам, признаваемым ФГОС в 2019-2020 учебном году, относятся две: система Л.В. Занкова и система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. Обе они дадут фору традиционному подходу, если вам повезет и такие школы окажутся рядом с вами. У обоих систем есть общие черты с системой Жохова: здесь обучение мыслится как целостный процесс, большое значение придается развитию личности, методы работы ориентированы на каждого ученика, а не только на класс. Первичное значение имеет мотивация к обучению, акцент делается не на передачу готовых знаний, а на формирование мышления и обучение навыку осваивать новое. Конечно, для детей все это сильно гуманнее традиционных подходов "съедаем то, что дано в учебнике". Что касается темпа освоения материала, то в системе Занкова он форсированный, в системе Эльконина-Давыдова - медленный.

Кроме официально признанных ФГОС, существует множество экспериментальных систем, а также авторских. Сторонники этих методик ссылаются на ФГОС, где написано, что учитель имеет право выбирать ту технологию, которая ведет к образовательному результату. На этом основании в некоторых общеобразовательных школах существуют классы, работающие по альтернативным методикам в разных регионах России. Программ (технологий, методик) обучения, не имеющих статус "системы", но по сути предоставляющих целостный учебно-методический комплекс материалов для обучения в начальных классах и поддержки учителя, значительно больше. Можно также найти сообщества, которые предоставляют материалы родителям, выбирающим семейное обучение.



Организационные условия для создания автономного класса

Вероятность встретить школу, в которой есть класс, в котором учитель работает по развивающей методике, невысокая. Если в вашем окружении такого нет? Не повезло? Или что-то можно сделать? Что нужно, чтобы организовать автономный класс?
По сути немного. Нужно собраться сообществом из 10-15 идейно близких родителей, которые хотят альтернативы.
1. Найти учителя и скинуться ему на зарплату (оформить ему самозанятость на репетиторские услуги или ИП, в зависимости от региона).
2. Найти помещение, в минимальном варианте, это может быть буквально комната с санузлом на 20-25 квадратных метров и отдельным выходом на улицу (потому что в подъездах дети шумят) - сейчас много таких коммерческих помещений в строящихся многоквартирных домах. 3. Один раз оборудовать класс партами, стульями, стеллажами и т.д.
4. Прикрепиться к одной из заочных школ для того, чтобы всем классом проходить аттестацию.
Риски начинаются, если часть родителей в процессе откалываются и уводят своих детей. Им нужно либо ежегодно искать замену, либо "удорожается" регулярный взнос. Но он не становится заоблачным. Никаких тебе бюджетов в 30, 40, 50, 80 тысяч в месяц как в коммерческих школах. Это же не система зарабатывания денег, это, так сказать, некоммерческое партнерство.



Ищем соратников-родителей в Геленджике

Мы нашли двух одобренных Жоховым учителей, которые смогут взять на себя наш первый класс в следующем году в Геленджике. Кто из них возьмет класс, будет решаться ближе к делу. Пока мы обклеиваем город объявлениями и пишем посты в местных группах и сетях.

Перспективы. Что будет после окончания "началки"?
Как детям без потрясения перейти в обычный 5 класс обычной школы, которая живет совсем по другим правилам? Для нас пока этот вопрос праздный. Даст Бог, объединимся с родителями и дальше самоорганизуемся. Не даст - перейдем на семейное обучение, но имея опыт полноценной и интересной интеллектуальной и социальной жизни или поедем жить поближе к какой-нибудь существующей хорошей школе.
Думать, что не надо отклоняться в началке, чтобы потом не было мучительно больно попасть в общую колею, это все равно, что думать, что не надо кормить грудью ребенка в первый год жизни, если его маме спустя несколько месяцев после родов нужно выйти на работу. Такой подход был принят в педиатрии и мы понимаем однозначно, что ни для матери, ни для ребенка он не был правильным. Как важно кормить грудью любой возможный период жизни, который жизнь отвела на это, так и важно учить полно и интересно столько, сколько есть такая возможность. А в младшем школьном возрасте, когда все дети еще хотят учиться, раскрыть потенциал ребенка очень просто, для нас это очевидно.

 Источник https://baby-n-travel.org/ishchiem-shkolu-riebienku/?fbclid=IwAR1IxTfSxBNlIW6_Z-VlfaNoM9mB8F7_ko9B-9hsJCPIwAcJ7sshSG4sTDI