Демократические школы: что это?

В России появляется всё больше демократических школ. Это такие школы, которые проще всего описать через то, чего у них нет. Нет уроков, нет учителей, нет программы, нет расписания…
Что же тогда у них есть?
Вера в то, что дети имеют право управлять своим образованием сами.


Анна Козлова - автор блога «О школе и людях», навигатор (образовательный коуч для взрослых и подростков), мама двоих детей, путешественник, писатель.

-------------------------


Каждый ребенок от природы невероятно жаден до знаний. Стоит ему только родиться и немного полежать, не успеешь оглянуться – всюду лезет, всё тащит в рот, рвётся в неизведанные пространства и задаёт множество вопросов. Он впитывает, пробует и пропускает через себя всё, что попадается ему под руку. Для него нет ничего интереснее, чем открывать новые миры – вокруг и внутри себя. С мотивацией всё в полном порядке.

Но что происходит, когда он попадает в школу? Не прошло и полугода, а он «не хочет учиться», «ленится», «немотивирован», «безынициативен»… Что изменилось?

Дело в том, что мотивация что-то делать есть только у того, кто сам отвечает за свои действия и их результат. Это как руль автомобиля, который может держать только один человек, иначе вообще никто никуда не уедет. Пока ребенок свободен постигать мир всеми доступными ему способами, он это и делает, потому что руль в его руках.

Но в тот момент, когда он приходит в школу, ему говорят «А теперь мы расскажем тебе, как, чему и в каком объеме ты должен учиться, и распишем твою жизнь по минутам» — и полностью отбирают у него ответственность за образование, и вместе с ней желание учиться.

Потому что какой смысл чем-то заниматься, если ты за это не отвечаешь?

Так вот, демократические школы – это такие пространства, где взрослые приняли решение не забирать у детей ответственность, а дать им возможность максимально раскрыть свой потенциал и тягу к познанию.

В этих школах не царит анархия; там есть однозначные правила по заботе об общем пространстве и взаимодействию между людьми. Но в плане того, как проводить своё время, чему учиться, что создавать, в чём участвовать – каждый человек полностью свободен. А все вопросы, связанные с жизнью школы, обсуждаются на общих собраниях, где голос ребенка равен голосу взрослого.

Таких школ в России около десяти, большинство из них — в Москве. У них много общего, но каждая уникальна по-своему. Предлагаем вам узнать о том, что в них происходит, из уст их основателей.

Демократическая школа 5, подъезд 7 

Москва, ул. Покровка, 3/7, строение 1Б, подъезд 3.


Виктор Цатрян:
— Демократическая школа — это сообщество, где дети и взрослые живут свободной жизнью, делают то, что им интересно, и сами устанавливают правила. Школа - это не вертикальная структура, а сообщество разных людей. У них могут быть разные интересы, привычки, взгляды. Но в основе сообщества лежит принцип уважения к другому человеку, и мы стараемся его соблюдать. Между взрослым и ребёнком нет разницы. Поэтому ребёнок наравне со взрослыми участвует в принятии правил, поэтому он организовывает любую деятельность. Поэтому взрослый, как и ребёнок, в работе руководствуется собственными интересами. Поэтому мы не делим людей на взрослых и детей - эти два слова в школе услышишь редко. Свобода - это значит: ты делаешь, что хочешь, если это не нарушает правил и законов. Если ты не мешаешь другим. Это свобода идти за своим интересом. Иметь право не делать, что тебе говорят. Иметь право ничего не делать. И ещё это значит нести ответственность за свои решения. В школе нет приоритета одной деятельности над другими. Школа существует для обучения в той же степени, в какой она существует для всего остального: игры, работы, общения, творчества, размышлений, чувств. Участвовать в принятии правил школы могут все участники, вне зависимости от их возраста, пола, национальности, религиозных взглядов и пр. Точно так же, всеми, контролируется соблюдение правил. Каким образом? Когда ты знаешь, зачем правило, то понимаешь, и зачем его соблюдать.

Школа самонаправленного образования «Бюллербю» по модели Садбери Вэлли
Москва, м. Южная, ул. Кировоградская, 5.

Школа «Бюллербю» — это пространство для образования и развития детей от 4 до 18 лет, в котором ученики сами определяют, чему, как и когда они учатся.

Сотрудник школы Иван Лобанов:
— На данный момент я вижу ее, как вариант наиболее целостного образования, где развитие проистекает из деятельности всей личности, где и дети и сотрудники осознанно включены в важные для них лично виды деятельности. Здесь не торопят, не жмут на тайные кнопки, не запугивают и не соблазняют. У каждого есть время и пространство для того, чтобы понимать себя и делать то, что ему в данный момент интересно и важно. Меня здесь не покидает ощущение чуда от наблюдения того, насколько мудро работает в условиях свободы человеческая психика. Как через игру, через следование собственным интересам, через взаимодействие с другими людьми разных возрастов дети набирают необходимые им навыки. Учатся говорить без помощи логопеда, договариваться друг с другом без чтения нотаций взрослыми, осваивают свое тело без указаний физрука, сами учатся читать и писать, потому что это стало нужно… При этом в каждый момент их деятельность наполнена для них живым смыслом. И траектория движения каждого полна тайн и сюрпризов. Все это очень контрастирует с традиционной школой, где детям в принудительном порядке скармливают нарезку из не запрошенных ими знаний и навыков.

Пространство самонаправленного образования У.Дача Поселок Кратово, Московская область

«Что у нас тут происходит? Происходит жизнь! Всегда! Кипит! Мы общаемся, творим, сочиняем, рисуем, гуляем, считаем, готовим, пилим, шьем, режем, пишем, клеим, скучаем, грустим. Еще много-много общаемся, конфликтуем, договариваемся, пытаемся сделать что-то вместе или отдельно, оказаться в центре внимания или уединиться. Мы все сами придумываем, чем и как заниматься. Все возникающие ограничения — органичны, никаких выдуманных "границ". Это наша учеба!

— Да, иногда люди друг другу мешают, приходится понять настоящие границы друг друга.
— Да, иногда не хватает денег в бюджете или высоты потолков.

И с этим надо что-то делать: договариваться, искать финансы, измерять, считать, узнавать. У.Дачники встречаются на Супер-кругу, вносят предложения, обсуждают, принимают решения. Идеи, рождающиеся в пространстве, умножаются его участниками, растут и крепнут благодаря работе в сообществе. И это опыт важный, настоящий. На английском языке есть специальный термин для такого образования — Self Directed Education (самонаправленное образование). Дети и взрослые cами несут ответственность за свое образование. Дети и взрослые узнают, кто они, что хотят, и с помощью каких ресурсов получить то, что они хотят.

Утренняя школа
Москва, метро Таганская

Сооснователь школы Анна Турчанинова:
— В этом году самое главное, что мы делаем: прокачиваем мышцу «я хочу — нахожу ресурсы и команду — планирую — делаю — анализирую и рассказываю». Мне кажется принципиально важным осознать цепочку от «хочу» к «стало». Не учить что-то делать (работать, читать, писать, прыгать, бегать), исходя из внешней задачи («надо, все так делают, мама зочет чтобы ты» и т.д.), в надежде, что у детей выработается привычка, и потом они поймут, что они хотят, и начнут реализовывать это теми же методами, как мы их научили. А начинать прямо с первого, самого важного шага — «я хочу — я хочу это сделать». Я уверена, что энергия желания сметает все преграды, если ты хочешь — ты научишься всему, все поймешь и найдешь силы. Да, сложно понять себя, сложно долго этому следовать, не все люди умеют это даже в самом зрелом возрасте, но именно это в конечном счете залог созидательного подхода и счастья.

Конечно, нам не всегда нравятся детские «хочу». Да что там говорить, и чужие взрослые «хочу» нам тоже не нравятся. Мы одни знаем, кто, что и когда должен делать. Мы считаем, что желания — это блажь, а мир движется необходимостями. Что они хотят какую-то ерунду. Что они никогда не захотят учить математику.

И все же счастье — это именно исполнение желаний. Просто если с детства внушать, что все серьезное, правильное, нужное приходит извне, от умных взрослых, а удел твоих желаний — игрушки и отдых, то да, можно этого добиться. Но сейчас наши дети хотят столько всего умного, нужного, полезного, нового, непонятного, столько всего! Знай поворачивайся.

Пространство самонаправленного обучения «Время и место» по модели Садбери Вэлли
Москва, метро Измайлово

Мы — клуб для детей на семейной форме обучения. У нас нет уроков, учителей и домашки, но есть много чего другого. Во-первых, есть интересное пространство, наполненное разными материалами: книгами, игрушками, материалами для творчества и рукоделия, настольными играми и др. В пространстве обязательно есть зона для двигательной активности и громких игр, а также тихая зона для индивидуальных занятий и самостоятельной сосредоточенной работы.

В-вторых, есть коллектив из детей разного возраста, которые свободно перемещаются и взаимодействуют друг с другом: общаются, играют, гуляют, придумывают совместные проекты, обогащают и расширяют сферу интересов друг друга.

В-третьих, есть внимательные и доброжелательные взрослые, готовые помочь, подсказать и поддержать, если их об этом просят.

В-четвертых, есть система самоуправления, состоящая из школьного совета и различных комитетов, в которые входят наравне и дети, и взрослые. Вся внутренняя жизнь школы регулируется правилами, которые вырабатываются школьным советом. Таким образом дети активно вовлекаются в управление пространством, берут на себя «взрослые» задачи и принимают важные решения наравне со взрослыми.

У нас нет разделения на классы. Мы верим, что каждый ребенок учится в своем темпе. И у двух разных детей одного и того же возраста могут быть совершенно разные потребности в обучении. Кроме того, мы убеждены, что дети будут себя оценивать именно так, как оцениваем их мы, взрослые; поэтому мы хотим отойти от разделения учеников по их готовности к обучению.

Разновозрастное сообщество нам видится предпочтительным вариантом организации пространства. В такой модели все дети стремятся к единому «среднему» возрасту. Младшие ученики учатся у старших, наблюдая за ними, и чувствуют себя более уверенно, участвуя в сложных для их возраста играх и занятиях, организовать которые они бы сами не решились и, вероятно, не сумели бы. А старшие, в свою очередь, разыгрываются, начинают вести себя не так «по-взрослому», как это принято в компании сверстников. К тому же старшие дети, обучая чему-то более младших, сами получают более глубокое понимание вопроса.

Школа «Перемена» по модели Школа-парк
Московская область, Истринский район, поселок Ивановское

Ольга Иванова, основатель школы:
— Наша школа работает в концепции Школа-парк, автор этой образовательной системы Милослав Балабан. Ребята разных возрастов учатся в одном пространстве без делений на классы. В течении учебного дня параллельно работают 4-5 предметные студии. Каждый самостоятельно выбирает и планирует свою работу. Он может успеть посетить все предложенные студии, может остаться на какой-то одной и провести весь день там. Или выбрать себе любое другое занятие.

Цель учебы в школе-парк – развитие личного знания, накапливание самостоятельного опыта его тренировка и использование. В начале дня мы собираемся на общий круг чтобы увидеть и поддержать друг друга, задать настроение, обменяться важными новостями, и запланировать учебный день.

Мы принимаем любую цель ребенка, при этом помним, что ребенку именно самому важно её достигнуть. А взрослому посмотреть на эту задачу глазами ребенка и по необходимости ее конкретизировать. Мы много общаемся. Рефлексируем и анализируем то, что сделали или не сделали. Делимся этим друг с другом, выступаем на студиях или заключительном общем круге.

А когда мы конфликтуем, то можем собраться на общий сбор (по желанию сторон) или обращаемся в Совет чести, в который входят ребята, выбранные общим голосованием на определенный срок. Важно, что итогом разрешения конфликта является не наказание, а рефлексия своих действий. Каждый может высказаться про себя и почему у него возникла та или иная реакция.

У нас нет домашних заданий, оценок и обязательных предметов. Но есть правила, которые мы совместно всем сообществом определили, они являются одним из самых важных критериев успешной жизни в школе. При этом правила могут изменяться, каждый член сообщества может любое правило переписать, переубедив всех остальных участников.

Мы не говорим про конкретные результаты, которые достигнет ребенок через какой-либо срок. Мы предоставляем возможности, среду, где каждый чувствует свою свободу, уникальность и индивидуальность, где есть возможность пробовать разное, учиться, развиваться, переучиваться, начинать с начала, ошибаться, слушать себя. Мы не отгораживаемся от окружающего мира, его особенностей на современном этапе. Напротив, мы используем эти возможности по максимуму. Наша школа — это небольшая часть образовательного пространства, в котором живут дети. Мы верим и принимаем, что каждый ребенок учится постоянно, везде.

Оригинал статьи: http://ddbo.ru/alternate/
Фотографии: сервис Яндекс.Картинки