5 ключей успеха финского образования

Про чудо финского образования слышали, наверное, многие. Но куда ценнее оказалось понять, какие ключи открывают доступ к знаменитой системе. Юлия Никишина, посетив школы в Суоми, делится своими наблюдениями.


Юлия Никишина, директор семейной школы "Земляне" (по системе Монтессори) 


Мне кажется, что только к концу второго дня после долгого разговора наедине с самим собой начали оформляться какие-то ключи.

И самый первый ключ — конечно, Тишинаааааааа....

Внутренняя тишина. Рождаемая серым небом, строгостью архитектуры, сосновых лесов и скал, темно-красными кирпичными домами, как-то по особенному молчащими, холодным Балтийским морем. И даже птицы, птицы здесь как будто молчат.

И в этом молчании так хорошо. Так много всего собирается, склеивается, проясняется. Колесо, конечно, останавливается не сразу. Поначалу ты продолжаешь бежать и все ищешь вокруг все новые и новые впечатления... Но постепенно мозг привыкает. Одно за другим минималистичные классы детских садов и школ с безупречной мебелью и отсутствием всего лишнего перестают казаться пустыми.

В этой простоте, в этой внутренней тишине рождается созерцание себя и мира. И, наконец, венчает этот путь целостность. Ты обретаешь ее и успокаиваешься. Так тишина рождает и успокоение, и расслабление, и точку сборки. Ты останавливаешься, радуешься, наслаждаешься красотой момента. И вот - ты счастлив!

На полях.
Григорий Соломонович Померанц рассуждал, как важны созерцание и тишина в образовании. "Томас Мертон писал, что научить созерцанию невозможно, как сделать человека ангелом. Но это не совсем так. Первые шаги можно сделать даже в детском саду. Ребенок чувствует целостность мира. Что дает глубину созерцания взрослому человеку? Прежде всего внутренняя тишина. Созерцание это постоянная перекличка царствия внутри нас и царствия вне. Как говорил князь Мышкин: разве можно видеть дерево и не быть счастливым?"...
Создать в образовании условия для переклички царствия внутри нас и царствия вовне.... у них получилось...


PS Добавлю фразу первого педагога, с которым мы встретились в Финляндии: "Самое главное? Мы никуда не бежим и никого не напрягаем. В школе дети проводят немного времени, но очень эффективно. Домашнее задание минимально".

Ключ второй — свобода в образовании

Она на всех уровнях и рождена доверием.

Свобода ребенка.
На уроке математики в 9 классе совсем не понятно, кто учитель и где он. Кто строит графики функций на планшете, кто что-то решает, кто болтает, кто ногой качает. Атмосфера свободная и творческая. Минут через 10 находишь учителя. Она смеется громче всех) А тема так себе, вообще не смешная... Но дети заряжены!

И заряжены они везде. На ИЗО мальчик рисует в наушниках. Он ставит себе музыку, танцует, подходит к мольберту, делает несколько штрихов, продолжает танцевать. Это его свобода.
На уроке музыке играют большим оркестром, кто на чем. Можно продолжать. Дух свободы везде - от столовой до учительской.
Встречаемся с учителями. Они говорят о важности состояния ребенка, о том, как сохранить его любознательность и настрой на обучение на ВСЮ жизнь.... А это возможно только в свободе.

Свобода учителя.
Самый частый ответ на любой вопрос - "зависит от учителя"... Конкретный учитель решает все:
Что, как и когда изучать.
Сдавать ли хоть какие-то тесты или не сдавать вовсе.
Сидеть на стульях или мячах, или вообще стоять.
Проводить урок 30 минут или 90.
Использовать гаджеты или не использовать.
Вести только для своего класса или объединить группы.

Только одно ограничение свободы педагога - он идет от ребенка!
От его интереса, от его потребности, подхватывая его смыслы!
Никто никого не контролирует. Министерство образования не контролирует школы, директор не контролирует педагогов, педагоги не контролируют детей, родители не контролируют детей и педагогов и т.д. Методистов нет. Как можно контролировать, если чудо рождается в момент встречи педагога и ребенка?
От яслей до университета ни одна мышца не дрогнула ни у учителей, ни у детей, когда мы входили в класс. Дети продолжали заниматься (зашло 15 взрослых!), педагоги совершенно не переживали.

Полный круг доверия всех ко всем. Этот круг рождает настоящую и очень красивую свободу! Условие - качественная подготовка педагогов!
Свобода родителя.
Мне как-то ее не хватило. Хотелось бы больше.

Ключ третий — сису

Слово впрямую не переводится. Но это про внутреннюю силу. Про стойкость, упорство и какой-то такой мощный фундамент, который не нуждается в проверке. Одно слово сразу про все: про решимость, выносливость, мужество, храбрость, силу воли и жизнестойкость.

Именно этот ключ дает возможность свободе быть в самом красивом ее проявлении. Вот в русской душе есть широта и загадочность, а у финнов - сису! каждому свое.
Но как этот сису формируется и поддерживается?
Историю страны и природу никуда не выкинешь, конечно. Страна искала свою независимость столетия, природные условия закаляют дух круглогодично.

Финские дети на улице всегда и в любую погоду. Вчера мы пришли в школу на большой перемене (25 минут). Все дети на улице (минусовая температура). Играют в настольный теннис (десяток столов), футбол, баскетбол, бегают. Бассейн прямо во дворе школы. В детском саду вообще работа выстроена по принципу - половина детей гуляет, половина в помещении. Потом меняются. 1 раз в неделю лесные прогулки, в школе походы больше и чаще. Вообще ощущение осталось, что все школы и сады, которые мы посетили, находятся в лесах. Очень много природы в городе. От этого очень легко и радостно.

Ключ четвёртый — новые технологии в сочетании традициями. Технико-гуманитарный баланс.

Про это постараюсь коротко, больше через фотографии. Квинтэссенцией этого смысла стал разговор с учителем труда. Держа в руках медный черпак для сауны с деревянной ручкой, которую изготавливает каждый школьник в течение последних 100 лет, он подвел нас к 3D-принтеру (оборудование кабинета труда без комментариев). Есть и то, и другое. И новое, и старое. И к тому, и к другому относятся с уважением.


На уроках проекторы, планшеты, но тут же живое настоящее творчество и ручной труд. Мальчики-десятиклассники на уроке кулинарии (!!!) делают суши, на другом уроке шьют одежду - целый класс так и называется "I made my clothes". В садах очень много творчества - прямо в группах стоят большие комоды со всем, что побуждает творить. Так ценно, что домоводство, труд, музыка, ИЗО - такие же предметы по важности, что и другие до самого конца обучения (школа в общем-то сама - живая картинная галерея!). На уроке музыки один учитель работал с 30 (!) детьми - они играли на флейте первый раз! Включены были все тотально, галерка веселилась, подыгрывая на гитаре).

Проекторами оснащены все классы, они проецируют на доски все, что необходимо учителю, даже просто клеточки или таблицы, ноты из тетради, карточки, которые показывает учитель. Все очень удобно. Так как гаджет - инструмент, настоящий инструмент обучения, то это, как мне кажется, снимает вот эту самую страшную одержимость что ли. Мне кажется, нам надо всем быть в балансе. Не отказываться от технического прогресса, а всячески его окультуривать. Человечество справится и выживет, если сможет ценностно догнать разогнавшийся не на шутку технический прогресс. И мне опять же показалось, что финские школы как раз делают это. Впервые в моей собственной душе произошло какое-то примирение. Не надо отвергать технологии, надо их одеть в ценности...

Ключ пятый — обучение на основе феноменов

Я не до конца ощущаю значимость этого ключа для инновационного образования в России (так как вообще не понимаю, как можно по-другому обучаться))), но на мой вольный комментарий на этот счет коллеги ответили, что так выстроено образование во ВСЕХ школах Финляндии. Я осознала, что в масштабах России это не так, а значит это КЛЮЧ!

Во-первых, стоит все же произнести задачи школьного образования в Финляндии (важно, что мы общались за эти дни почти с десятком учителей из разных школ, и они все звучали в унисон)
- Самостоятельное критическое мышление и умение учиться
- Межкультурная коммуникация
- Забота о себе
- Мультиграмотность
- Компьютерная умения и навыки
- Подготовка к трудовой жизни и предпринимательству (в том числе выносливость)
- Обучение навыкам активного участия в социально-общественной жизни.

Тенденция последних лет - решение этих задач через обучение на основе феноменов (явлений). Это такая глубокая проектная форма, ведущая к целостному познанию мира. Выбирается явление для изучения, собираются педагоги-предметники и понимают, что и как может быть изучено в контексте этого явления. Процесс обучения для школьника становится расследованием, где он обнаруживает все причины, связи, следствия.
Сейчас изучение феноменов - это значимая часть финского образования (несколько часов в неделю).

Оригинал статьи: https://www.facebook.com/photo.php?fbid=2667597273290982