Как мы перешли на семейное образование 33 года назад

В 1986 году мы забрали своего сына-первоклассника из школы и стали учить его в семье. А в 1988 году так же начала осваивать школьную программу и наша младшая дочь. Валентина сама обучила детей по всем предметам от первого до одиннадцатого класса. Исключением были иностранные языки, где мы нанимали учителей.


Игорь и Валентина Чапковские - авторы проекта «Семейное образование».

Игорь Моисеевич Чапковский - ведущий специалист семейного образования, является одним из первых практиков семейного образования в нашей стране. Начал обучать своих детей ещё в 80-е годы 20-го века, а затем стал передавать успешный опыт родителям.


Пока супруга с вдохновением учила детей, я оборонялся от всего мира, который считал, что семейное образование – это сумасбродная и опасная выдумка. Некоторые недоброжелатели (сейчас такое трудно представить!) даже обещали сообщить о нас «куда следует». Несмотря на давление общества дети успешно учились и развивались. Они научились самостоятельно искать и осваивать знания, а главное - сохранили интерес к познанию мира. Получив школьные аттестаты, они пошли дальше, поступили в вузы и окончили их.

Наш опыт не был уникальным. За последние 30 лет я сначала изредка, а потом все чаще встречал родителей, которые выбирали для своих детей семейную форму обучения. Но большинству из них нужна была организационная, информационная и психологическая поддержка. Вдохновленные собственным успешным опытом, мы начали делиться им с другими семьями. Создали родительскую организацию «Свободное развитие» и интернет-проект www.familyeducation.ru.

Когда и с чего начинать семейное обучение? Какие преимущества оно дает? Чему и как учить ребенка? Как выстраивать отношения со школой? Как мотивировать детей учиться? На эти и многие другие вопросы нам приходилось отвечать довольно часто. Но еще чаще возникала потребность убеждать людей в том, что они справятся с обучением своих детей, и что важно не анализировать недостатки школы, а понимать преимущества семейного образования. Не школа плохая, а семейное образование хорошее. Ведь именно оно позволяет родителям делать то, что никто, никогда и ни за какие деньги за них не сделает: оно дает возможность сделать своего ребенка счастливым.

Что изменилось?


Нашей миссией было рассказывать о преимуществах семейного образования, убеждать людей не бояться трудностей и показывать, как их можно преодолеть. Труднее всего было преодолевать страх перед необычным делом и давлением родственников.

Сегодня отношение общества к семейному образованию стало другим. Его перестали воспринимать как нечто маргинальное и увидели в нем один из возможных вариантов обучения детей. Изменился и возраст детей, которые получают образование дома. Раньше родители выбирали семейную форму обучения в основном в начальной школе, поскольку были уверены, что грамотные люди смогут обучить своего ребенка читать, считать и писать. Дальше у многих возникали опасения: как научить ребенка химии, физике, биологии и другим предметам без школьных учителей. Однако в настоящее время многие перестали видеть в том проблему. Стало больше родителей, которые сами учат детей с 5-го по 9-й класс.

Немаловажную роль в этом сыграло то, что современные дети изменились. Для них зрительный образ стал важнее, чем слово. А именно на вербальном восприятии информации построена школьная программа по разным предметам. Считаться с произошедшими изменениями мышления массовая школа не может. А родители могут и делают.

Поэтому сегодня я считаю наиболее актуальной темой обучение в семье на второй ступени, которая завершается экзаменами, то есть государственной итоговой аттестацией. И я вижу свою задачу в том, чтобы помочь сторонникам семейного образования успешно преодолеть этот барьер.

Про ОГЭ


Изменилась экзаменационная система. По закону родители имеют право учить своих детей вне школы, при этом ГИА – государственную итоговую аттестацию (ОГЭ в 9-м классе и ЕГЭ в 11-м) – для них никто не отменял. Анскулинг в нашей стране вне закона. То есть, учите своего ребенка, как хотите, но аттестат по окончании 9-го класса он должен получить, сдав экзамены в рамках ГИА. В нее включены обязательные предметы: математика и русский язык. А с 2020 года в качестве обязательного экзамена в ГИА за 9-й класс обещают ввести еще и иностранный язык. Плюс в рамках ГИА учащийся обязан сдать два предмета по выбору.

От экзаменов за девятый класс никто не освобождается. Продолжить обучение без аттестата за 9-й класс невозможно. Так что ОГЭ и хорошая подготовка к ним очень важны.

Большинство детей, получающих образование в семье, продолжают обучение по программе старшей школы и поступают в высшие учебные заведения. Экзамены за 9-й класс – это только начало. Дальше будут ЕГЭ и несколько десятков экзаменов в вузе. Поэтому важно добиться успеха на старте, чтобы избавить молодых людей от страха перед следующими экзаменами.

Оригинал статьи: https://zen.yandex.ru/media/id/5d4459fa03bdd400ad6d8a6b