Приёмы включения мотивации. Часть 2-я

А сколько мотивационных приемов, перечисленных в этой статье, применяете вы?


Евгения Гин — математик-программист, ТРИЗ-педагог, создатель онлайн-группы для родителей «Creatime Family».


Начало

Помоги другому

Желание помочь другому человеку является естественным для здорового (во всех смыслах) человека. Даже если за помощью не следует какой-то внешней благодарности, то мы все равно чувствуем себя лучше. Ведь понимаем, что сделали хорошее дело. Стремление кому-то помочь может быть сильным мотиватором.

После занятий с хорошим репетитором Алиса поняла, что учиться в школе не так трудно, если сразу понимать тему. И ей стало очень приятно помогать другим – одноклассники стали часто подходить к ней за объяснением, а не к учителю. Теперь Алиса намерено старалась понять тему как следует, чтобы потом другим помочь/дать списать/выручить/объяснить. И причем чаще всего дети просили именно объяснить, а не просто списать. Авторитет Алисы в классе рос, и что не менее важно, она чувствовала себя нужной.

Стандартный образовательный процесс в школе у Анатолия Сторожева выглядел так. Ученик осваивает тему на хорошем уровне, сдает зачет, а потом идет преподавать ее тем, кто еще ее не освоил. Конечно, детям это очень нравилось – это престижно и интересно! Кстати, дети иногда оказывались даже лучшими учителями, чем взрослые. Когда нужно было обучить конкретному умению, например, решать линейные уравнения, они всегда подходили к вопросу очень практично.

Сергей Ефремов, приходя на урок к малышам, часто что-нибудь «забывает», например, карандаш. Тогда Сергей просит учеников одолжить ему карандаш. И, конечно, все хотят помочь учителю. У кого он возьмет карандаш? Конечно, у самого маленького или неуверенного в себе. Это хороший способ поддержать ученика, повысить его авторитет.

Через тернии к звездам

Иногда взрослые в своем стремлении сделать так, чтобы дети ни в коем случае не перенапряглись, делают всё очень простым и доступным. А как следствие – скучным. Заметьте, кстати, что ни одна успешная компьютерная игра не является слишком простой. Человеку для поддержания интереса нужно преодолевать препятствия, преодолевать себя.

Маленькой Соне не нравилось читать. Она умела это делать, но интереса не было. Пока однажды она не нашла на чердаке старый сборник сказок Пушкина! Он был напечатан еще дореволюционным языком, с твердыми знаками на конце слов и «ять». Соне казалось, что она разгадывает зашифрованные письмена. И очень нравилось, что другие не могут так читать, а она – может.

Класс Анатолия Сторожева отрабатывал таблицу умножения. Каждый ученик получил листок с большим числом примеров для самостоятельного решения. Большинство учителей на этом бы решили, что их дело выполнено, можно подождать, пока дети справятся с заданием. Но Анатолий начал читать вслух «Конька-Горбунка». Детям это страшно понравилось! Да, было сложнее, до, в первый раз ошибок было больше, чем без сказки. Но дети так загорелись! И настойчиво требовали продолжения! В следующий раз, кстати, ошибок было уже гораздо меньше.

Однажды Марку Янковскому пришлось обучать английскому языку ученика, который делал неимоверное количество ошибок при письме. Никакие стандартные методы обучения не помогали, и Марк даже в отчаянии начал думать о том, чтобы отказаться от ученика, хотя он никогда так не поступает. Но в последний момент его осенило. Педагог дал ученику задание написать по памяти текст английского стихотворения размером А4, но задом наперед – от последней буквы до первой. Потом это стало стандартной учебной практикой. Ошибки ушли, а ребенок получал заметное удовольствие от процесса обучения.

Кстати, Мастер ТРИЗ Сергей Фаер рекомендует такой подход: «Если задача не решается – ее нужно усложнить!»

Я вижу!

Однажды, когда мне было около пяти лет, мы с мамой шли из поликлиники. И мама спросила у меня: «Интересно, а почему у всех врачей халаты белые? Так же пачкается быстрее! Вот были бы они какие-нибудь синие, можно было бы подольше носить…». Тогда меня этот вопрос поставил в тупик. Я и подумать не могла, что смысл был именно в том – чтобы было видно любую грязь!

Все мы люди и готовы прощать себя любимых, если что-то вдруг не так. Но вот если это «не так» видят другие, то становится очень некомфортно. Или даже не другие, а просто это видно, нельзя взять и притвориться для себя, что этого нет. И наоборот это работает не хуже. Нам нравится, когда другие видят наши успехи. А чем иначе объяснить такой успех соц. сетей? Кроме того, когда результат виден это как минимум означает то, что он есть. А это, как мы уже обсуждали, очень важно. По этой причине очень важно не забывать проводить рефлексию по итогам урока/недели/месяца. Иначе ребенку достаточно сложно осознать, а что же ему дало прошедшее обучение.

В классе у Светланы Гин на стене висела большая таблица. В строках были имена всех учеников, а в столбцах – учебные темы. Клеточку закрашивали тогда, когда ученик сдавал зачет по теме. По этой таблице сразу можно было понять прогресс каждого ученика и класса в целом. Детей это очень мотивировало – видно, где ты находишься относительно своих одноклассников, видно, что еще осталось, виден результат.

Обычно я составляю списки дел (на день, на неделю и т.п.). Конечно, основная цель в том, что это помогает организовать работу. Но как же приятно в конце дня видеть листочек, на котором все строчки вычеркнуты: день прошел не зря.

По рекомендации врача Лена старалась пить много воды, не меньше 8 стаканов в день. Но у нее это не очень получалась: то забудет, то не хочется, то еще что-нибудь. Да и пей-не пей эту воду – результата она никакого не ощущала, поэтому и отношение было соответствующее. Но все изменилось, когда она поставила на мобильный мотивирующее приложение. Теперь, каждый выпитый стакан поил не только ее, но и виртуальный цветочек. Цветочек рос и хорошел на глазах, каждый раз, когда Лена пила воду. А если не выполняла дневную норму… То он хмурился и чах. Такой наглядный результат стал мощной мотивацией. По этому же принципу работают фитнес-браслеты и другие приложения, помогающие нам заниматься спортом. Людям нравится видеть, сколько шагов они прошли за день, нравится видеть свой прогресс в спорте, нравится видеть количество сожженных калорий и тп. Ведь ощутить эти вещи самостоятельно довольно тяжело.
На одном заводе в цехах был полнейший беспорядок и грязь. Директор сделал фото с кучами мусора и в большом размере повесил возле проходной. Рабочим было неприятно. Но директор поставил условие: снять фото нельзя, но можно заменить на фото этого же места, но убранного. Так и произошло.

Другим способом

Всем нам надоедает однообразие. Становится скучно, не хочется ничего делать. Как быть в такой ситуации? Конечно же придумать, как делать то же самое, но другим способом.

Многие родители сталкиваются с проблемой беспорядка в детской комнате. В попытках ее решения в ход идут разные и не всегда самые гуманные методы. А дети не хотят наводить порядок, это скучно. В сотый раз раскладывать вещи по своим местам… Александр Лобок предлагает этого и не делать. Пусть порядок каждый день будет разным! Только представьте себе – 365 разных порядков за год! Представьте себе, насколько творческая эта задача! Принимаете вызов?

Когда ученица Сергея Ефремова не хотела читать, то он предлагал ей что-нибудь новое. Например, не читать, как девочка Ира, а почитать как медведь или мышка. Это было интересно! А получится ли у Иры переворачивать страницы учебника без рук?

Четырехлетняя Света устала гулять. Стала капризничать и просится к маме на ручки. А до выхода из парка еще далеко. Конечно, маме будет очень тяжело нести уже немаленькую дочку. Поэтому она предлагает игру. А давай мы с тобой будем не просто идти, а будем как великаны! Большими-большими шагами! Света с радостью включилась в игру, и сама без капризов дошла до дома. Конечно, великаны менялись со снежинками, снежинки с лилипутами и так далее.

В этой статье мы рассмотрим другие приемы мотивации, которые, в первую очередь характеризуются появлением внутреннего желания что-то делать, а не погоней за поощрением или стремлением избежать наказания.

Каждому своё


Почти любая современная компания указывает как свой плюс индивидуальный подход к клиенту. И, действительно, человеку конечно приятно, когда к нему обращаются по имени, когда делают предложение под его конкретный запрос и т.д. Этим, например, отличается ресторан от столовой, где всем раздали одно и то же и нравится-не нравится – ешь. Конечно, стимул возвращаться в ресторан гораздо больше. Ученики, безусловно, тоже замечают, волнует ли личность каждого из них учителя, или ему вообще без разницы, что они из себя представляют, главное программу выполнить. Учителю, который относится с вниманием к интересам и чувствам своих учеников, они ответят благодарностью и желанием учиться.

Сергей Курганов в своей экспериментальной НЕ-ШКОЛЕ практически полностью отказался от цифровых отметок, они остались только для орфографических и математических умений. Все остальные виды учебных работ оценивались только качественно в виде развернутых письменных рецензий педагога, предполагающих письменное обсуждение в тетрадях детей. Ученики с большой охотой выполняли домашние задания, ожидая письменных рецензий, часто содержащих интересные картинки, шуточные и серьезные схемы и пр.

Саша — ученик нового 8-го класса Анатолия Гина. Саша производит впечатление «непроходимого» тупицы. На контрольной работе учитель дал ему несколько вопросов и учебник — найди ответы и спиши. Не справился — не нашел нужную тему. Через некоторое время Анатолий с удивлением узнал, что Саша считается «специалистом по мопедам», может разобрать и отремонтировать мотор. Не похоже на тупицу, правда? Учитель вникает в суть, разбирается, дружит с Сашей. Оказывается, все дело в полном отсутствии мотивации. Анатолий придумал, как это исправить. В то время было практически невозможно найти интересную информацию на автомобильную тематику. А у Анатолия дома был архив журнала «Наука и жизнь», в котором велась подходящая колонка. Учитель начал вырезать интересные заметки об автомобилях, мотоциклах, троллейбусах и приносить их Саше. Подросток был действительно благодарен своему учителю и начал с большим уважением относится и к предмету. Закончил год на «четыре».

Хочу продолжения!

Конечно, лучшая мотивация – это непосредственный интерес к делу. Но интерес редко возникает сам к чему-то непонятному, да еще и предложенному со стороны. «Вот, дети, тема "дрейф материков". Она безумно интересна!». Так не работает. Сначала темой нужно зацепить, а потом уже ее изучать.

Анатолий Гин рекомендует начинать урок с открытой задачи или открытого вопроса по теме урока. Открытая задача – это всегда загадка, вызов. Решать ее азартно и весело. А заодно у учеников появляются вопросы по соответствующей теме, на которые учитель может потом отвечать в течение урока. Например, урок по закону Архимеда можно начать с вопроса «Почему тяжелые железные корабли не тонут в воде?». Хорошо, если этот вопрос будет сопровождаться экспериментом, в котором учитель наглядно продемонстрирует, как железный шарик ушел под воду.

Я довольно долго была нечитающим ребенком в очень читающей семье. То есть читать я, конечно, умела, но это занятие меня совершенно не интересовало. Интересные (по словам родителей) и красивые книги меня не привлекали. Но моя мама смогла меня посадить «на крючок». Однажды она предложила мне вместе по вечерам укладывать спать моего младшего брата. И, конечно, ему нужно было читать на ночь. Мама взяла повесть Владислава Крапивина «Болтик». Так, на протяжении многих вечеров она читала, а я сидела рядом и слушала. А потом вдруг у нее стало не хватать на это времени. Но мне-то было уже очень интересно, что будет с героями дальше! Пришлось дочитать самой. А за этой книгой пошли и другие.

Этот же принцип заложен и в компьютерную тест-энциклопедию «Неужели это так?». Вопросы и ответы в этой программе подобраны так, чтобы вы не удержались и воскликнули: «Не может быть!». И в этот момент вовлеченности программа предлагает расширенную справку, в которой есть открытые вопросы, точки роста, дополнительные знания. Именно тогда, когда хочется узнать о вопросе побольше.

Вкус победы Никто не любит провалы. Если что-то долго не получается, то даже пропадает желание пробовать еще раз. Опять придется чувствовать себя неудачником, так лучше уж сразу ничего не делать. А вот если получается – то это совсем другое дело. Хочется повторять еще и еще. Чувство «Я могу!» сродни эйфории. Конечно, если есть надежда снова его испытать, то ради этого можно и потрудиться.

В Израиле многие проверочные тесты создаются индивидуально для каждого ученика. Они подбираются таким образом, чтобы ученик был успешен, получил результат около 90%. Дети очень радуются, что у них все получается и хотят продолжать учебу дальше.

В 9-м классе заядлого троечника Толю перевели в другой класс. Новый учитель, не зная о репутации Толи, поставил ему 5 за списанную лабораторную работу. Мальчику так понравилось видеть это непривычную оценку в своей тетради, что этот год он закончил с пятёркой.

В 7-м классе я победила на областной олимпиаде по математике, вышла на республику. Это дало очень мощный толчок к последующим занятиям математикой и выбору специальности. По двум причинам, во-первых – успех окрыляет, а во-вторых я попала в соответствующее окружение ребят, которые были на голову выше тех, с кем я общалась в школе.

Рита Пирсон работала в классе с отстающими детьми. Однажды она дала контрольную работу из 20 вопросов. На 18 из них один мальчик ответил неправильно. Рита поставила ему «+2» и улыбающийся смайлик. Он спросил: «Мисс Пирсон, это F?». Она ответила: «Да». Ученик удивился: «А зачем тогда вы нарисовали смайлик?!» Рита сказала: «Да потому, что ты молодец! У тебя два верных ответа, а могло быть ни одного. После работы над ошибками, разве ты не покажешь результат лучше?». Он ответил: «Да, покажу!». Минус восемнадцать лишают вас надежды на будущее, а плюс два говорят, что все не так уж и плохо.

Оригинал статьи: https://trizway.com/art/roditeliam/prijomy-vklyucheniya-motivatsii.html
Фотографии: сервис Яндекс.Картинки