Чем плоха классно-урочная система и что может быть вместо нее?

Мы все — дети массовой школы. И пусть, мы давно вышли из школьных стен, эти стены не вышли из нас. И какой бы ни была школа, именно она определяет наше представление о том, как должно быть устроено образование наших детей.

Павел Шиварёв рассказывает о том, как устроено образование в семейной (не)школе «Искатели»


Отчасти это связано с тем, что проживая некоторый школьный опыт мы не понимали (да и не могли в силу возраста понимать !) тех оснований, на которых она построена. Но сейчас мы уже достаточно большие и их можно и нужно их понимать, и обычному родителю, потому, что именно мы принимаем решение про своих детей и тем более проектировщику образовательных историй (или систем, если хотите), чтобы не строить те же стены.
В конечном счете, только мы отвечаем за то, чтобы жизнь наших детей и их образование получились пусть немного, но лучше, чем наши.

Самоопределение

Понимая это, я хочу вернуться к вопросу, о том, как может быть устроена образовательная система.
Говорить буду на примере нашего проекта – сообщества семейная (не)школа «Искатели», но не в плане рекламы этого проекта, а потому, что бессмысленно и безответственно говорить об этом абстрактно, не опираясь на опыт.
Поскольку «Искатели» это проект образовательной системы альтернативной существующей, контекстом разговора станет критический анализ системы образования массовой школы - классно-урочной системы (далее КУС, для краткости).

Я начал этот разговор два с половиной года назад в статье «5 болезней современного образования». кому интересно почитать можно тут Пять болезней современного образования (nsobr.ru) Но, там описание КУС было дано довольно эскизно. По всему выходит, что для прояснения оснований нашего формата надо сделать это детальнее.
Поскольку наш проект, развивается уже больше 8 лет многое из того, что к этому делу относится, начинает казаться очевидными. Однако на деле это не так и практика общения как с родителями так и с педагогами это многократно и, увы, порой довольно драматично показывает.

То, что мы делаем, относится к практикам семейного образования (далее - СО), но оно не связано ни с идеей вместо плохой школы сделать школу хорошую ни с идеей заменить учителя родителем. При этом и первое и второе, увы довольно характерно для СО.
Второе, кстати, особенно иронично, поскольку исторически именно классно-урочная система обучения пришла на смену индивидуальному обучению, при котором учитель работал с каждым учеником отдельно. И если уж что-то придет на смену КУС, то не индивидуальное обучение уж точно.

Три слона и одна черепаха КУС


Перед тем, как описывать нашу практику, напомню вкратце и немного метафорично, как устроена КУС.
Древние люди представляли себе Землю, как такую плоскую штуку, которая лежит на трех слонах, стоящих на большой черепахе. Подобно этому у классно-урочной системы также есть три слона и одна черепаха. Это ее незыблемые основы, с одной стороны и программы, определяющие наше представление о том, как должно быть устроено образование с другой

Первый слон – класс.
Для обучения все учащиеся делятся на классы — учебные группы
а) постоянные по составу;
б) одноуровневые (в смысле изучения программы) и вследствие этого одновозрастные.
Второй слон – урок
На уроке
-все ученики в одно и то же время изучают одну и ту же тему одним и тем же образом;
-определяются общие для всех членов группы начало и конец занятий, количество, длительность и время перерывов на отдых.
Третий слон - единая программа.
- все содержание делится на учебные предметы а они на темы, каждый предмет и в конечном счете – каждая тема изучается в отдельности;
- для всех членов группы (класса) определяется одна и та же последовательность изучения тем и разделов учебного предмета;

А что насчет черепахи спросите вы? Что в основе этой системы?

Черепаха, на которой стоят три слона КУС - представление об обучении (и шире – об образовании) как передаче знания от учителя к ученику.
Поэтому в КУС выделяются две разные группы людей: одни только учат (учителя), другие только учатся (ученики);
Представляется, что это восходит к идее «гуру шишья парампара» (https://ru.wikipedia.org/wiki/Парампара) и это настолько глубокие и культурно укорененные представления, что посягать на них дело почти безнадежное.

А есть ли альтернатива?

Альтернатива, есть. В нашем проекте, например, нет классов, уроков, единой для всех программы, но при этом мы предпринимаем целенаправленные усилия для образования детей.
При этом по каждому учебному предмету дети проходят ежегодно ( и в подавляющем большинстве - довольно успешно, кстати!) независимую аттестацию в государственной школе, что позволяет довольно обоснованно утвержать, что при таком формате получения образования они осваивают стандарт

Дальнейший текст состоит из четырех частей:
- часть первая: почему у нас нет классов?
- часть вторая: что вместо единой программы?
- часть третья: как же они учатся без уроков?
- часть четвертая – что же такое образование в целом и обучение в частности, если не передача знания от учителя к ученику?

Каждую часть будем рассматривать отдельно. По уму надо начать с четвертой части - с того, на той же самой черепахе стоит наша альтернативная система или нет? Т.е. с вопроса о том, является ли обучение и шире – образование передачей знания.
Это большой, сложный и довольно теоретический разговор. Чтобы не потерять 90% тех, кто это читает, я хочу не начать им, а закончить.

Пока кратко скажу так: не на той. То есть обучение не есть передача знания от учителя к ученику. И если вы спросите, а как тогда, я пока уклонюсь от ответа, по крайней мере, чтобы не противоречить самому себе, но готов обсудить в комментариях, если что.

Часть первая: почему у нас нет классов?

Как было написано выше, обычная, знакомая нам школьная система основана на том, что учащиеся делятся на классы - одноуровневые (в смысле изучения программы) учебные группы. Как правило, эти группы одновозрастные, постоянные по составу и довольно замкнутые
Два минуса и два плюса этого формата.

Первый минус – искусственность.

Одноуровневая среда – искусственная штука, редко встречающаяся в жизни, за пределами системы образования. Мы чаще взаимодействуем с людьми разного уровня: разного возраста, разной компетенции и т.д.

В этом смысле одноуровневая среда плохо учит взаимодействию в реальных социальных контекстах, а поскольку это взаимодействие - элемент социализации - в одноуровневой группе эта социализация происходит хуже, чем в разноуровневой.
Второй минус – конкуренция как альтернатива сотрудничеству.

В одноуровневой среде ключевое значение имеет соревновательный момент, конкуренция. В традиционной системе их очень любят использовать, при этом у соревнования при всех его плюсах есть довольно досадный «побочный эффект»: оно провоцирует детскую агрессию, насмешки и жестокость в отношении друг-друга.
Более того, оно сводит социальную динамику к борьбе за «место под солнцем», соответствие установленным эталонам и конкуренцию за внимание (одобрение) тех, кто является «владельцем эталонов и мест»

Конечно, если ориентироваться на социальную «УСПЕШНОСТЬ» как некий единственный (ну или ключевой) ориентир, соревновательность это самое оно.

Однако есть и другой взгляд на это. Концентрированно он выражен в следующей идее:

«Планете не нужно большое количество «успешных людей». Планета отчаянно нуждается в миротворцах, целителях, реставраторах, рассказчиках и любящих всех видов. Она нуждается в людях, рядом с которыми хорошо жить. Планета нуждается в людях с моралью, которые готовы включиться в борьбу, чтобы сделать мир живым и гуманным. А эти качества имеют мало общего с «успехом», как он определяется в нашем обществе.»
Мы вкладываемся в эту идею. По крайней мере, мне хочется в это верить. Поэтому важно убрать соревнование и конкуренцию между детьми, сделать так, чтобы ребенок учился:
- сотрудничать, заботиться и помогать другим, а также принимать помощь,
- кооперироваться с другими вместо того, чтобы конкурировать и соревноваться,
- наращивать свой социальный капитал, а не бороться за лучшую социальную нишу,
- как можно больше понимать про самого себя, а не искать постоянно одобрения других.
И лучше всего для этого подходит РАЗНОУРОВНЕВАЯ и как частный случай – РАЗНОВОЗРАСТНАЯ группа.

Плюс первый: постоянная группа.

Для позитивной социализации нужна постоянная группа. Когда мы забираем ребенка из школы на семейное образование, важно понимать что это будет за группа.
И если в начальной школе отсутствие такой группы не является, как правило, сколь-либо серьезной проблемой, то к средней школе отсутствие такой группы по нашим наблюдениям сильно сказывается на уровне социальной зрелости ребенка.

Плюс второй: учебная группа

Учебная группа дает много дополнительных возможностей для образования, которых нет в индивидуальном образовании. Некоторые из них:

- если в группе, принято учиться, каждому из ее участников проще мотивировать себя выполнять учебные задачи, даже если они не интересны
- возможно использование большого количества дополнительных форм учебной работы (взаимообучение в сменных парах, обучающие игры, совместные проекты и т.д.)
- успехи других участников группы являются стимулом для собственного прогресса.

Выводы по первой части
Во-первых, важно отметить, что традиционный школьный класс не является чем-то таким, что заведомо устарело, тем форматом, минусы которого неустранимы.
Это связано с тем. что даже когда мы собираем в классе детей одного возраста, он все равно остается разноуровневым, и даже если мы исскуственно пытаемся выровнять уровень учеников в классе – эти попытки не удаются, в классе сохраняется группа лидеров, отстающих и «середнячков».
Конкурентные установки так же при желании устраняются, просто для этого нужна кропотливая работа взрослого
Во-вторых, все-таки групповой формат организации обучения и шире – образования представляется более перспективным, чем индивидуальный, в частности в силу того, что одна из задач образования – задача позитивной социализации.
В третьих – одна из четырех ключевых задач, которую мы решаем в сообществе семейная (не)школа «Искатели» - задача формирования для ребенка детской группы.
Эта группа является:
- детской
- постоянной, но открытой для входа новичков
- учебной
- разноуровневой (разновозрастной),
- пересекающейся с другими в разных учебных контекстах (не изолированной)
- регулируемой ( в том смысле, что взрослые активно вмешиваются в формирование нормы отношений этой группы).
Далее чуть более подробно по каждому из пунктов:

Детская группа

Мы формируем детскую группу. Школа работает с учащимся, точнее даже с обучающимся  Поскольку у нас семейное сообщество, у нас нет учеников, есть дети, участвующие в работе сообщества. Старшие уже подростки, но это отдельный разговор. С ними и работаем.
Постоянная группа

Для нас важно, что группа, с которой мы работаем является постоянной.
Временные группы (так же как и группы, в которых постоянно меняется состав), не решают задачу социализации, поскольку именно в постоянной группе у ребенка устанавливаются отношения, возникают групповые нормы.
Во временных группах эти отношения просто не успевают сложиться.

К сожалению кружки /секции/спортивные, музыкальные, художественные школы, которые посещает ребенок, не решают этой задачи. Да там может происходить общение между детьми, но там КАК ПРАВИЛО нет времени и возможностей для выстраивания отношений и работы с нормой.

Из этого бывают исключения, и такие кружки превращаются в пространства клубного типа – сообщества со своей внекружковой жизнью, но это, увы, исключения из правил.
К слову, сам факт того, что школьный класс – постоянная группа - условие важное но не достаточное, для того чтобы происходила именно позитивная социализация.

Еще одним условием является то, чтобы взрослые люди, которые работают с этой группой, уделяли внимание нормам отношений между детьми. К сожалению это происходит гораздо реже, чем хотелось бы.
Поэтому мы не поддерживаем разовое (а можно мы присоединимся только сегодня…) участие. При этом некоторые форматы являются открытыми, об этом обычно говорится заранее и отдельно.

Поэтому у нас нет возможности «посещать отдельные занятия». Минимальной выбираемой единицей является учебный день. Обычно он длится с 10.00 до 15.00.

Периодическое участие (захотел – пришел, захотел не пришел) тоже не поддерживается, де-юре выбранные дни обязательны для посещения, де факто, если ребенок не пришел из группы его не выгонят, но причины неявки будут обсуждаться.

Таким образом, ребенок участвует в работе группы регулярно, от 2 до 4 раз в неделю в течение всего учебного года. Расписание участия детей нельзя менять чаще, чем раз в полгода. Из группы можно уйти и потом вернуться, но эмоционально это всегда сложно.
Мы не приветствуем ознакомительные визиты детей (а можно он придет, посмотрит, и если ему понравится, будет ходить….). Не поддерживаем потому, что подспудно за таким вопросом стоит идея о том, чтобы найти такое место, где главное чтобы ребенку нравилось. Если кратко - образование это не то, что должно нравиться.

Решение об участии принимают ВЗРОСЛЫЕ (а не ребенок), с пятого класса примерно (по социальной зрелости, на самом деле) мы задаем ребенку вопрос о том, хотел бы он в таком формате учиться. Если нет, предлагаем семье оставить ребенка в школе, а если да – семье принять решение готовы ли они участвовать.

Вместо ознакомительных визитов есть открытые события (как правило это однодневные походы и выезды в весеннее время). К таким событиям семья присоединяется вместе с ребенком и мы все пробуем понять нужны ли мы друг-другу. Открытыми и проясняющими наш формат, кстати, являются и мероприятия для взрослых, но про это разговор отдельный.

Учебная группа


Для детей мы делаем учебную группу, т.е. такую, где именно учебная деятельность является совместной деятельностью группы. Не тусовка, не развлечение, не досуг и игры, а именно учеба. Это важно для того, чтобы группа выполняла свою «социальную» функцию (места, где происходит позитивная социализация) в контексте учебы, т.е. чтобы учение непосредственно было связано и с социализацией в том числе.
Как это происходит поговорим во второй части, где рассмотрим, как дети учатся без уроков.

Кстати тут важно отметить что в массовой школе в учебном классе на уроке учеба не является совместной деятельностью детей. Чтобы этого добиться приходится:
- либо трансформировать урок так, чтоб он превращался в такую деятельность, но тогда он в каком-то смысле перестает быть уроком,
- либо находить для такой деятельности время после уроков, что собственно и превращает хорошую школу в своего рода «черную дыру» в которой пропадают и дети и учителя….
Разновозрастная группа.
На данный момент у нас есть три (по возрасту) (не)школьные группы. Это дети:
- 6-9 лет (аттестующиеся по программе 1- 3 класса)
-10-12 лет (аттестующиеся по программе 4 - 6 класа)
-13-15 лет (аттестующиеся по программе 7- 9 класса)

Минимальный возраст может быть и меньше 6 лет, если ребенок готов к переходу от игровой деятельности к учебной («готов к школе»). Готовность определяется на основании диагностики. Диагностику проводим по методике Ясюковой «Прогноз и профилактика проблем в обучении».
В случае «пограничного» (для данной модели!) возраста, например 9.5 или 12,5 лет решение принимается исходя из диалога с семьей, в конечном счете решающее значение имеет то, за какой класс ребенок будет сдавать в текущем году, а не сколько ему лет, хотя значение имеет и социальная зрелость, поскольку некоторые задачи и форматы работы групп предполагают ее наличие.

Группа пересекается с другими в разных учебных контекстах (не изолированная).

Отчасти эта тема возникает как раз в связи с проблемой «пограничных возрастов», но в большей мере связана с задачей сделать так чтобы каждый ребенок мог быть и в роли старшего и в роли младшего.
Чтобы этого добиться некоторые учебные дни предполагают возможность участия детей разных возрастных групп, например:
- в пятницу «третьеклассники» оказываются в одном учебном пространстве и отчасти в рамках одних и тех же учебных задач с 4-6 классом,
- в субботу 1-2 класс встречается в одном учебном пространстве с нулевками, - часть образовательных путешествий 4-6 класса проходит с третьеклассниками, а часть с 7-9 классом.
- театральные занятия объединяют детей с 5 до 9 класс,
- 5-9 класс раз в неделю в учебное время работает в качестве менторов с 1-3 классом, ну и так далее…

Группа, где взрослые регулируют нормы отношений


Особенность нашего формата в том, что взрослые прилагают специальные и регулярные усилия, для того, чтобы в детской группе поддерживались человеческие номы отношений. Это большая и довольно сложная тема для разговора.

Я ограничусь некоторыми организационными замечаниями:
- во-первых, с детскими группами всех возрастов в формате еженедельного тренинга работает психолог
- во-вторых, возникающие между детьми конфликтные ситуации не остаются без внимания взрослых, а разбираются на месте и сразу со всеми участниками конфликта.
- в третьих взрослые всегда в каждой ситуации, свидетелями которой они становятся обращают внимание детей на недопустимость ругани, драк, травли и другого некорректного отношения друг к другу.
- в четвертых у групп есть правила, эти правила обсуждаются с детьми на круге. У группы 4-6 и 7-9 правила общие, поскольку они наиболее часто работают вместе и дети самым активным образом принимают участие в их установлении, отмене, корректировке.
- в пятых мы инициируем в течение года много разных событий для семей – участвующих в работе сообщества и эти события создают тот эмоциональный фон и ту питательную среду в которой вырастают отношения как между детьми, так и между взрослыми.

Оригинал статьи: https://www.facebook.com/pavel.shivarev/posts/1745773625556830
Фотографии: сервис Яндекс.Картинки