ДРУГАЯ МАТЕМАТИКА или Как сформировать математическое мышление..

  • ДРУГАЯ МАТЕМАТИКА

    или  Как сформировать математическое мышление  у детей 6-10 лет

    У этой книги было много предварительных названий.

    «Математика, которой никогда не было». «Путешествия по тетради в клеточку». «Счастливая математика для Вашего ребенка». Ну и, наконец, самое неожиданное: «Терапия математикой».

    В сущности говоря, все эти названия в той или иной мере отражают суть той книги, которая предлагается Вашему вниманию, и ниже я постараюсь показать, что это действительно так.

    Математика, которой никогда не было

    В самом деле,  математика,  представленная в настоящей книге — это математика, не имеющая аналогов в современной школьной дидактике а также среди тех математических пособий и учебников, на которые опирается в преподавании начальной школьной математики вся современная школа. Поэтому воистину это «математика, которой никогда не было». Но не в том смысле, что автор изобретает некую непонятную математику, которая не имеет никакого отношения к системе математического знания. Скорее, наоборот: в книге  развернуто доказывается, что как раз практикуемая в массовой начальной школе математика является в значительной мере «псевдоматематикой», имеющей весьма приблизительное отношение к системе современного математического знания. И одну из своих задач  автор видит как раз в том, чтобы  приблизить содержание начального математического образования к “серьезной” математике.

    Правда во второй половине  XX века уже было осуществлено несколько попыток более или менее радикально обновить начальное математическое образование с ориентацией на  современную науку; увы, все эти попытки следует признать в той или иной мере неудачными. Почему?  Да потому прежде всего, что в этих попытках недостаточно учитывалась специфика мышления ребенка 6-10-летнего возраста. Скажем, тогда, когда курс  брался на формирование у ребенка младшего школьного возраста сетки сугубо понятийного математического мышления (возможно одна из наиболее ярких попыток такого рода представлена в созданной Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым концепции развивающего обучения).

    Всякие попытки поднять мышление ребенка начального школьного возраста до понятийно-научного уровня современной математики (даже если это были филигранно выполненные попытки развивающего обучения) «зависали» в пространстве беспредметных абстракций, не отвечая потребностям детского мышления и вызывая у детей хроническую головную боль, а у учителей неистребимую ностальгию по «старой, доброй арифметике».

    В настоящей книге предложена целостная концепция обновления начальной школьной математики совершенно иного рода. Эта концепция опирается на особое понимание возрастных возможностей и потребностей учащихся начальной школы, описанное еще в классических психологических исследованиях Пиаже и Выготского. Это понимание рассматривает мышление ребенка 6-10 лет как принципиально допонятийное мышление, а потому требующее совершенно особых средств учебной работы. Таких средств учебной работы, которые позволили бы ребенку вступить в понимающий диалог с миром глубочайших математических абстракций на принципиально ДОПОНЯТИЙНОМ уровне. А ключ к пониманию того, как возможно допонятийное понимание математики, дает идея математического ОБРАЗА. Математический образ — это и есть та допонятийная мыслительная структура, которая должна стать основным предметом формирования в математике начальной школы. А основным средством формирования математических образов становится математическое моделирование.

    Таковы стратегические идеи, на которых держится здание выстраиваемой в настоящей книге математики. И это идеи, которые вступают в резкое противоречие с идеями, на которых до сих пор держалось преподавание математики в начальной школе. По сути речь идет о двух педагогических парадигмах. И нетрудно понять, что столкновение этих образовательных парадигм может оказаться травматичным и болезненным для учителей, которые сегодня работают в начальной школе. В самом деле, все, о чем ведется речь в этой книге, резко противоречит тому, чему этих учителей учили в институтах и училищах и тому, что принято именовать важным словом «федеральный стандарт».

    Конечно, все было бы гораздо проще, если бы предлагаемая мною книга претендовала на роль «дополнительной математики»: мол, пусть в школе все идет так как есть, а кто хочет, тот пусть пользуется этой книгой как дополнительным пособием... Увы, этот номер не проходит. Вся книга выстроена КАК ЖЕСТКАЯ АЛЬТЕРНАТИВА той начальной математике, которую вынуждены сегодня преподавать тысячи учителей, и у меня нет оснований скрывать, что в ней бросается вызов всей этой традиционной математике. Вызов с позиций здравого смысла, современного математического знания и определенного понимания возрастных психологических особенностей ребенка, обучающегося в начальной школе. И чем больше читатель настоящей книги будет погружаться в ее содержание, тем неотвратимей будет вывод о том, что традиционная математика начальной школы себя практически исчерпала.

    Вместе с тем надо понимать, что настоящая книга представляет собой не более чем НАБРОСОК математики нового типа. Ведь за традиционной математикой – многие десятилетия упорной методической работы сотен тысяч учителей и множество технологически отработанных учебников и учебных пособий. Что же касается математики, описываемой в настоящей книге, то она пока еще находится в процессе создания и потому по максимуму открыта критике, спорам и возражениям. Это прежде всего ПРОВОКАЦИЯ альтернативы и описание уже полученных результатов как содержательной  альтернативы тому, что существует в современной начальной школе.

    Но даже если читатель книги не согласится со столь глобальной постановкой вопроса, он будет вынужден признать, что в настоящей книге представлен комплекс совершенно оригинальных математических задач и учебных технологий, не имеющих аналогов в современной школьной дидактике ни с точки зрения содержания, ни с точки зрения обучающей эффективности.

  • Скачать книгу можно здесь: http://allobok.ru/?page_id=83