Путь в мир cвободного образования

Путь в мир cвободного образования


Среди приверженцев альтернативных форм образования в фейсбуке трудно найти тех, кто ни разу не посещал группу «Клуб поддержки семейного образования». Она появилась восемь лет назад и с тех пор стала самой популярной площадкой для родителей и педагогов, интересующихся и практикующих СО.

Это группа поддержки: здесь происходит общение с единомышленниками, обмен опытом, обсуждение волнующих вопросов.

Это виртуальный семейный клуб: здесь находят новых друзей, партнеров для разнообразных игр, совместного творчества, обучения, рукоделия, участия в концертах и спектаклях.

Это образовательная среда: здесь договариваются о коллективных экскурсиях, взаимном и совместном обучении, мастер-классах, различных формах группового игрового взаимодействия.

 Здесь решаются актуальные задачи развития семейной формы образования в целом, а также задачи развития отдельных семей и сообществ, проходят прямые эфиры с экспертами.

Среди вопросов, поднимаемых участниками группы, есть все самые злободневные и острые: юридические нюансы перехода на семейное или заочное образование, поиск семейных школ, обсуждение школ, которые дружественно настроены к «хоумскулингу», сдача аттестаций, мотивация детей при домашнем обучении. А также личный опыт отдельных семей, полезные материалы, онлайн-ресурсы для обучения,уникальные находки, лайфхаки и многое другое.

И всем этим непростым процессом руководит сейчас администратор сообщества Светлана Нерадова, тьютор, преподаватель математики и программирования, эксперт по семейному образованию. Мы расспросили Светлану о том, как развивается эта столь популярная в среде СО площадка.

 

- Светлана, как ты видишь дальнейшее развитие сообщества?

- Хотелось бы усовершенствовать систему поиска, структурировать материалы дополнительной системой тегов. Кроме информационной помощи, важна психологическая поддержка родителей. Мы стремимся создавать уважительную, корректную атмосферу, где можно рассказать о своем опыте или выразить свое мнение без опасений, что кто-то начнет вас троллить. В группе родители оставляют множество отзывов про аттестующие школы. Еще одна важная цель: формирование имиджа, позитивная презентация такой формы образования как семейная (в старших класссах – это самобразование, форма, которую может выбрать сам ученик). Ну и конечно, мы продолжаем оставаться площадкой для организации очных встреч.

 

- Как в группе относятся к семейным школам? Я имею в виду не тех, кто пытается сделать на этом бизнес, а тех, кто сам обучает своих детей в группе и ищет единомышленников, чтобы сократить расходы и минимизировать риски.

- Я бы хотела, чтобы организаторы семейных школ участвовали в жизни сообщества. Было бы здорово, если бы они включались в обсуждения, отвечали на запросы родителей, рассказывали о своих целях и задачах.

 

- А как насчет юридической поддержки – это очень актуально для родителей детей на семейной и заочной формах.

- Родители отвечают друг другу на подобные вопросы, среди них также есть люди с юридическим образованием, которые принимают участие в обсуждениях. Оставляют комментарии у нас и профессиональные юристы, работающие в сфере СО.

 

- В чем сложности модерации такой группы по твоему опыту?

 Очень большой поток постов, приходится прикладывать много усилий для фильтрации важных и нужных тем, отвечающих духу сообщества. Также иногда случаются острые обсуждения, требующие особенного контроля модераторов.

 

- Сейчас становится все больше и больше сообществ: объединяются тьюторы, навигаторы, педагоги, демократические школы, семейные школы, питерские школы и так далее. Они как-то представлены в группе, есть точки соприкосновения?

- Да, в каком-то смысле в «Клубе...» тоже происходит интеграция сообществ и родителей. Среди участников очень много и педагогов, и тьторов, и организаторов нешкол, я вижу, что они приобретают тут опыт, который им помогает в работе. Некоторые приходят с критикой, но в процессе общения переходят к позитиву, расширяют свое мировоззрение, сами меняются. Я даже думаю, что нам пора совместные мероприятия организовывать. Я повторюсь, что изначально сообщество было создано ради очных встреч, на которых многие перезнакомились, этот приоритет хочется сохранить. Для нас очень важен обмен идеями не только в плане самого обучения, а вообще в организации образовательных действий и процессов.

 

- Как ты видишь дальнейшее развитие семейного и альтернативного образования в России?

- Я думаю, что наши родители, приверженцы СО, будут становится все более грамотными и более образованными. Ведь обучая своих детей, они и сами повышают уровень образования, свой личный и всей семьи.

Мне бы хотелось, чтобы школы больше шли навстречу пожеланиям родителей, становились лояльнее, чтобы стало больше компромиссов между ними, чтобы грань между СО и системой государственных школ все больше стиралась. Чтобы все виды образования интегрировались в наше общество и стали равноправными. Чтобы возникали новые формы сотрудничества между школами и родителями. На круглом столе про СО, где я участвовала в качестве эксперта, сами представители комитета по образованию говорили, что родителями накоплен большой и ценный опыт обучения и глупо было бы его игнорировать. В этом я и вижу миссию нашего сообщества – давать возможность познакомиться с разными идеями и разным опытом, а потом применять все это в жизни: и в обучении, и в социализации.

 

Из истории группы. «Клуб поддержки семейного образования» создала Елена Липгарт, многодетная мама. Лена вместе с друзьями и единомышленниками начала проводить регулярные встречи родителей, чьи дети обучаются в семье. Сегодня такие встречи в Москве проходят на разных площадках. Они бесплатны или условно бесплатны (аренда помещения оплачивается вскладчину при необходимости). Там можно пообщаться с единомышленниками, обменяться опытом, обсудить волнующие вопросы. «Клуб...» всегда помогал родителям находить друг друга, эта его функция сохраняется и бережно поддерживается по сей день.

 

 

Предыдущая запись
Все записи
Следующая запись

Читайте также