Переход на семейное образование

Переход на семейное образование

С какими трудностями вы можете столкнуться при переходе на семейное образование?

1. Родителей часто уговаривают вместо семейной выбрать очно-заочную или заочную форму.

Подумайте, так ли вам важна именно семейная форма, то есть, возможность не числиться в школе и не сдавать аттестации. Зачастую школа готова оформить заочное лишь на бумаге, чтобы не портить показатели, а фактически предоставляет ученикам полную свободу. Если вы готовы писать контрольные раз в год, то об этом со школой договориться вполне реально. А как это будет оформлено, имеет большое значение для школы, но не для вас.

2. Другой вопрос, если вам сообщают, что СО у них нет. "У нас нет такой формы – идите в другую школу«.

Некоторые родители и впрямь начинают сомневаться. Может ли СО отсутствовать в данной конкретной школе? Конечно, нет. Несмотря на популярность семейного образования, в уставах части школ пункт о нём отсутствует. Можно и впрямь обратиться в другую школу. (Если с вами изначально не хотят «связываться», то высока вероятность, что и в дальнейшем будут ставить палки в колёса). Но не обязательно. Запросите у директора письменный отказ с указанием причины.‍ Обычно в этом случае он сразу соглашается оформить вас «в виде исключения». Если вдруг нет и он это письменно подтвердит, то с этим документом и просьбой привести устав школы к соответствию федеральному законодательству обратитесь в районный отдел образования или департамент по образованию вашего региона. Ведь все образовательные учреждения должны подчиняться закону «Об образовании», а в нём чётко зафиксировано право обучаться в семье и сдавать аттестации экстерном (статьи 17 и 34 соответственно).

Также помните, что вы можете вообще не прикрепляться ни к какой школе, вплоть до ОГЭ.

3‍. Помимо бюрократии, «нешкольники» и их родители нередко сталкиваются с амбициями учителей. Некоторых так задевает факт самостоятельного обучения, что они начинают «валить» детей на аттестациях. Дают задания, выходящие за рамки программы, придираются к ответам или заставляют ребёнка и родителей за собой бегать.

При прикреплении к школе заключите с ней два договора. Один – об организации семейного образования, где будут обозначены общие принципы взаимодействия со школой и обязанности сторон. Второй – о порядке проведения промежуточных аттестаций. Там должно быть указано, когда и как ваш ребёнок будет демонстрировать знания. По одним предметам можно договориться об аттестации по билетам, по другим в форме контрольных и тестов, а по третьим в виде рефератов.

Школы обычно настаивают на подписании типового договора. Мол, менять ничего нельзя, не хотите как хотите. Это противоречит принципу свободы договора, заложенному статьёй 421 Гражданского кодекса РФ. Если вас не устраивает какой-либо пункт, вы вправе его изменить. Главное, чтобы всё было в рамках закона. Заключение упомянутых выше договоров необязательный, но крайне желательный шаг. Их наличие не только регламентирует общение со школой, но и пресечёт произвол отдельно взятых учителей.

Помните, согласно Семейному кодексу РФ, обязанность обеспечить детей общим образованием лежит именно на родителях. Поэтому у вас есть право выбирать форму обучения, а закон «Об образовании» не требует, чтобы у родителей были дипломы педагогов. Сегодня большой выбор образовательных программ и методик. Все они общедоступны, ко всем разработаны подробные методические рекомендации. Если вы всё же сомневаетесь, что справитесь с обучением ребёнка самостоятельно, подключите помощников в лице репетиторов и онлайн-школ.

При подготовке текста использованы материалы «Домашней школы Фоксфорд», поддерживающей семьи на семейном образовании.

 

Предыдущая запись
Все записи
Следующая запись

Читайте также